Война до последней трубки
Сражение за кошельки покупателей, развернувшееся между «Связным» и «Евросетью», может существенно изменить ситуацию на рынке.
Ценовое противостояние на рынке сотового ритейла в России началось в ноябре прошлого года.
- По моим ощущениям, ценовую войну начал «Связной», на снижение ответила РТК (дочерняя компания МТС, занимающаяся ритейлом - Ред.), а затем - «Евросеть», - заявил директор ИА «Телеком Дейли» Денис Кусков РИА Новости. В результате, по оценке «Телеком дейли», средняя цена на сотовые телефоны в России, начав снижаться в ноябре, с 4,5 тысяч рублей упала к середине февраля до 3,7 тысяч рублей.
По мнению ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, демпинг обусловлен не только конкурентной борьбой, но и планами выхода ГК «Связной» на IPO: компания, проигрывая в выручке, выигрывает в цифрах продаж, тем самым стараясь выглядеть более привлекательно в глазах потенциальных инвесторов. Вряд ли это так: следствием может стать снижение EBITDA и вряд ли топ-менеджмент «Связного» этого не понимает.
Так или иначе, пока уступать никто не намерен.
В ГК «Связной» ситуацию видят по-другому.
- Мы не занимаемся демпингом, как утверждает «Евросеть», - заявила руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. - Мы устанавливаем цены выше себестоимости на уровне цен наших конкурентов.
- В нашей индустрии, как и на других рынках, есть два-три периода распродаж в году, которые уже несколько лет часто происходят в первом квартале в основном на модели, которые компании не смогли продать перед новым годом, - продолжила она. - Действия «Евросети» - это оправдание агрессии. Мы всегда действовали в рамках правового поля и этичной конкурентной борьбы и не собираемся отказываться от своих принципов.
По словам Елены Ноготковой, результаты продаж сотовых телефонов у «Связного» значительно лучше этих показателей у конкурентов:
- В январе в пересчете на одну торговую точку мы продали на 55% больше телефонов, а общий оборот на одну точку уже практически вдвое выше (96%) аналогичного показателя «Евросети». Таким образом, даже находясь в одном здании с конкурентом, мы продаем несоизмеримо больше. Успех магазинов «Связной» обусловлен не только их расположением, но и сильным, независимым брендом, профессионализмом персонала и уважительным отношением к клиентам. Совокупность именно этих факторов и позволила «Связному» серьезно оторваться от основного конкурента в 2010 году по показателю эффективности на торговую точку.
Тем временем у компании «Евросеть», как выясняется, планы значительно шире, чем просто выигрыш в интересном для покупателей соревновании по снижению цен.
- Мы утверждаем, что заберем лучшие салоны у «Связного» в России, - уверенно заявил управляющий филиала «Центральный» компании «Евросеть» Сергей Левахин и продолжил:
- На сегодняшний день мы уже перезаключили договоры со всеми основными арендодателями «Связного» - это салоны, расположенные в наиболее привлекательных местах Центрального федерального округа. Из оставшихся - пока выбираем, что нам интереснее. Арендодатели расторгают договоры со «Связным» и заключают их с «Евросетью». Им выгодно, чтобы на их площадях сидел сильный сотовый ритейлер, который дает стабильный и высокий трафик.
Точное число торговых точек, которые «Евросеть» планирует забрать у «Связного» в ЦФО, в компании не называют. Однако аналитик рынка, хорошо знающий ситуацию, на условиях анонимности рассказал , что речь может идти примерно о шестидесяти салонах.
- Действительно, в «Связном» дела обстоят серьезным образом ввиду того, что владельцы помещений, которые сдавались под салоны «Связного» не продлевают с ними договоры, а заключают их с «Евросетью». Таких салонов уже больше 250, а общее их количество, по словам «Евросети», будет более 500. Естественно, это повлечет необходимость найти источники финансирования на открытие новых точек, а найти их будет не так просто, поскольку компания из-за ценовых войн торгует последнее время без прибыли, а также имеет кредиты, которые нужно отдавать, - подтвердил директор ИА «Телеком Дейли» Денис Кусков.
В ОАО «ВымпелКом», владеющем 49% акций компании «Евросеть», ситуацию не комментируют, но готовы рассказывать о собственных планах:
- Количество брендированных салонов планируется увеличить в 2011 году, но не радикально, - объяснил директор Орловского филиала ОАО «ВымпелКом» Руслан Петрищев. - Мы намерены сфокусироваться на повышении качества работы собственных офисов, которое зависит от целого комплекса факторов. Мы будем анализировать расположение салонов и в случае необходимости переносить их в более привлекательные места с точки зрения продаж и предоставляемых услуг. Также мы планируем увеличивать спектр сервисов, предоставляемых клиентам, расширять продуктовую линейку и применять новые технологии продаж дополнительных услуг, адресно предлагая клиенту наиболее интересные, исходя из его абонентской истории.
В свою очередь, в компании «МТС» считают, что противостояние «Связного» и «Евросети» может привести к повышению стоимости аренды торговых площадей:
- Текущая ситуация может повлечь повышение арендных ставок, что негативно отразиться на всех участниках рынка, - считает специалист по связям с общественностью Макрорегиона «Центр» ОАО «МТС» Мария Лапук.
Как и ВымпелКом, МТС, судя по всему, старается остаться в стороне от конфликта:
- Розничная сеть МТС планирует дальнейшее развитие сети салонов в рамках своей стратегии, - заявила Мария Лапук, уточнив, что ситуацию на рынке в ЗАО «РТК» внимательно отслеживают.
Представители крупных федеральных сетей, торгующих бытовой электроникой, утверждают, что война ««Связной» vs. «Евросеть»» вряд ли как-то серьезно скажется на их планах.
В частности, в «М.Видео», где доля продаж сотовых телефонов среди всех продаж составляет 3%, в будущее смотрят уверенно:
- Ценовая война между «Евросетью» и «Связным» не повлияет на ценовую и ассортиментную политику «М.Видео», - заявил менеджер по связям с общественностью компании Антон Пантелеев. - На сегодняшний момент
для покупателей цена постепенно перестает быть определяющей при выборе магазина - все большее внимание уделяется сервису, который предоставляет компания.
В 2011 году мы сделаем упор на продажи смартфонов, в том числе на базе Google Android, - добавили в «М.Видео».
В TELE2 тоже уверены, что корректировать планы не придется:
- Пока рано делать какие-то однозначные выводы о кардинальных изменениях на рынке сотового ритейла. Какие бы конфликты интересов ведущих ритейлеров не происходили, мы не планируем пересматривать своих планов по развитию монобрендовой сети. Кроме этого, мы всегда следим за ситуацией на рынке розничных ритейлеров и всегда готовы работать с различными партнерами, если это сотрудничество будет эффективно для бизнеса и удобно для абонента. Поэтому мы будем продолжать развивать нашу дистрибуцию так, чтобы по традиции быть как можно ближе к абонентам, поддерживая сотрудничество с теми ритейлерами, чья сеть салонов продаж наиболее популярна и удобна для большинства жителей Орла, - заявил региональный управляющий директор Орловского филиала TELE2 Сергей Великих.
Ценовое противостояние на рынке чревато исчезновением небольших игроков, считают опрошенные РИА Новости эксперты. Однако мелких орловских ритейлеров война, скорее всего, не коснется: большая их часть выбрала торговлю китайскими «айфонами», аксессуарами и перепродажу подержанных сотовых телефонов либо открыли торговые точки в небольших населенных пунктах области - другими словами, заняли нишу, не интересную для ритейла федерального уровня.