Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты, критично отозвалась о программах финансирования, составленных на будущий год, сообщает NewsVolga. По ее словам, российский бюджет вступает на путь программного финансирования, на почти четыре десятка запланированных государством программ должно быть выделено 8,2 триллиона рублей, что составляет 58,5% всех расходов бюджета в 2014 году. К большому сожалению, указанные программы не готовы.
Их формирование происходило в двух вариантах — оптимистическом и базовом. Что же касается жесткого бюджета 2014-2016 годов, то в него не вписался ни один из них. Как утверждает Татьяна Голикова, ни одна государственная программа, исходя из ее отражения в бюджете, не соответствует тому, что там написано.
Программы должны быть приведены в соответствие с бюджетом к 29 октября, хотя это и сверхзадача, поскольку нужно не только скоординировать их между собой, но и увязать со всеми стратегическими документами.
А ведь госпрограммы не соответствовали им еще с момента их подготовки, с 2012 года. Как пример, Татьяна Голикова приводит программу повышения конкурентоспособности промышленности, предполагающую к 2018 году рост производительности труда в 1,36 раза, по сравнению с 2011 годом, а в указе президента в 1,5 раза. Из 360 целевых индикаторов госпрограмм, в бюджете отражены лишь 222. Кроме того, программы сильно варьируются по срокам, а большинство из них не содержит информацию о связи с другими госпрограммами, целевые же показатели не отражают конкретных целей, а количественные показатели не отражают обоснованность их достижения.
Глава Счетной Палаты Татьяна Голикова уверена, что с 1 января необходимо действовать в строгом соответствии с государственными программами. Безусловно, есть риск, что этого так и не произойдет. Есть вероятность, что в результате такой спешки, проработанными и профинансированными будут неприоритетные на сегодняшний день направления, ведь их гораздо проще доработать, а стратегические программы будут недофинансированы. Таким образом, все показатели государственных программ “поплывут”, поскольку встанет вопрос о реальной эффективности использования средств.
Татьяна Голикова отмечает, в бюджете отсутствуют системно выстроенные приоритеты, как это было, например, с национальными проектами. С одной стороны, есть указы президента, за три года на их реализацию выделено 2,2 трлн рублей, но абсолютно не понятно, на что и сколько выделены средства, в государственных программах это также не отображено.
По словам замминистра финансов Алексея Лаврова, государственные программы должны быть приведены в соответствие с бюджетом до 1 марта, каких-либо ограничений для их исполнения законодательство не содержит.
Татьяна Голикова высказывает претензии и к обоснованности основных бюджетных параметров. По ее словам, в бюджете на 2014 год оказались «лишними» 400 миллиардов рублей. Совершенно непонятно, как они вообще образовались. Что касается прогноза по сборам налогов, то он также завышен, а такой способ, как улучшение администрирования, на который надеется Минфин, является малореальным. В то же самое время, некоторые источники доходов 2014 года не были учтены, например, такие как акцизы на импортируемые товары - бензин и дизтопливо, за которые в течение девяти месяцев 2013 года в госбюджет поступило 4,1 миллиардов рублей. Еще один пример - плата за продажу лицензий на шельф, это 50,7 миллиардов рублей.
Есть реальные претензии и к расходам. Как бывший работник Министерства финансов, Татьяна Голикова крайне удивлена ситуацией, когда за 2013 год стоят нули по исполнению, а в 2014 году, когда при жестком дефиците бюджета, по этим направлениям не было никакой корректировки ассигнований. Таким образом, федеральная программа, направленная на развитие внутреннего туризма, на восемь месяцев 2013 года, выполнена всего на 7,8%, причем в бюджете на 2014 год денег на ее реализацию выделяется в 1,8 раза больше.
Что же касается источников финансирования дефицита, то они не кажутся Счетной палате достаточно надежными, поскольку программа приватизации, за восемь месяцев 2013 года выполнена всего на 38% даже от нового уровня, который и так снижен вчетверо (52 миллиарда рублей), а в 2014 году от реализации программы по приватизации ожидается получить порядка 197 миллиарда рублей, что должно покрыть более 50% имеющегося дефицита. Сомнения вызывает и реалистичность плана внутренних займов: в нынешнем году он исполнен менее чем наполовину, но расходы на обслуживание госдолга совершенно не снижены. А их объем составляет более половины триллиона рублей в 2016 году, что сопоставимо с серьезными федеральными расходами на образование или сферу ЖКХ.
Сам же бюджет, можно сказать, подготовлен на совершенно зыбкой почве, считает Татьяна Голикова. А макропрогноз Министерства экономического развития является слишком оптимистичным. Бюджет, который верстают в условиях резкой остановки роста экономики, а также ухудшения прогноза, сегодня готовят к худшим условиям. Министерство финансов уже подсчитало, что может не хватить около 1 триллиона рублей. Соответственно, столько в 2014-2016 годах не доберут ФНС и ФТС, отметила заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.
на также добавила, что есть риски и недовыполнения плана государственной приватизации. Покрыть недостачу от приватизации призван резервный фонд, которого должно хватить на три года. В обоих национальных фондах сегодня на 8,4% ВВП меньше, нежели из них было потрачено в кризис 2008-2010 годов, а это более 10% ВВП.