Со школьной скамьи мы знаем о расхожей истине, что человек использует только 10% своего мозга.

Эти 10% - только надводная часть айсберга, основная часть возможностей нашего мозга, которые по-прежнему являются загадкой и предметом изучения, находится под водой – в подсознании.

Об этом и не только в Орле на уникальной лекции рассказал признанный авторитет в психологии Марк Сандомирский.

Пересказывать такого человека, непростительная самонадеянность. Поэтому нашим читателям предоставляем удовольствие познакомиться с текстом лекции Марка Евгеньевича, практически слово в слово, с небольшими сокращениями. Для удобства мы разбили текст на несколько глав. Сегодня первая публикация.

Приезд такого уровня ученого в Орел стал возможен благодаря орловцу Михаилу Бирюкову, который организовал эту встречу. Сам Михаил – человек в городе известный. Он преподаватель йоги, специалист по массажу, последователь и ученик Марка Сандомирского.

Резервы мозга

- Мы сознательно используем небольшую часть возможностей мозга -10%. Но остальные 90% не пропадают, мозг работает. Двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, всю жизнь. Работает, даже когда мы отдыхаем, спим и ни о чем не думаем.

Но сознательно мы можем воспользоваться только некоторыми плодами этой работы. И вот здесь и заключаются дополнительные возможности, резервы: мы можем взять то, что есть внутри нас, и чем обычно мы не пользуемся.

И когда мы начинаем сознательно пользоваться этими дополнительными возможностями мозга, то в этом случае мы можем повысить личную эффективность. Во всех сферах: в работе, учебе, личной жизни и так далее.

…Бывает, что в жизни требуется найти какое-то новое решение. Неожиданное, оригинальное, не то, к чему мы привыкли. Так вот: такая задача вообще целиком и полностью зависит от дополнительных резервных возможностей мозга.

- Последние лет десять-пятнадцать во всем мире и даже у нас в России происходит научная революция. Мы вроде бы не замечаем этого исключительно важного события. Но оно, так или иначе, включается в жизнь каждого человека.

Эта научная революция в основном и касается понимания того, как устроен мозг человека. И того, как наша жизнь, в целом, и психические процессы связаны с работой мозга. Она получила специальное название – нейрореволюция.

Обратите внимание, что с каждым годом становится все больше книг о психологии. Если заглянуть в интернет, то кажется, что их списки неисчерпаемы. Все свежие книги на эту тему или содержат слово «мозг» или там есть слово «нейро».

…Каждый человек представляет собой единство двух частей. Мы носим в себе свою сознательную часть. Это все, что мы о себе знаем, замечаем, всё, что осознаем. Это связано с работой только одной половинки нашего мозга – левого полушария. Это та, часть мозга, где «прописано» наше сознание.

Правое полушарие - это неосознаваемые внутренние психические процессы. Это наше  подсознание. И именно с ним и связана большая часть наших особых возможностей.

Когда-то выдающийся психолог Мильтон Эриксон сказал, что у каждого человека гарантированно есть все необходимые внутренние возможности для решения его жизненных и психологических проблем. И главная проблема в том, что человек этими возможностями не пользуется. Потому что у него нет к ним доступа.

Если в вашей жизни есть нечто, что вы переживаете, как проблему, что вас не устраивает, что хочется изменить, вы предпринимаете какие-то попытки, чтобы это изменить, но у вас не получается. Вы продолжаете переживать… вот так устроена типичная проблема.  

Во всех подобных случаях сто процентов наверняка можно сказать, что у вас есть возможности, чтобы такую задачу решить. Потому что именно подсознание и заставляет нас переживать и волноваться, и не дает успокоиться, и отказаться от каких-то планов. Оно работает по механизму интуитивного предвидения и планирования будущего. Если у подсознания есть какие-то ожидания и планы, и оно знает, как этого добиться, оно будет нас подталкивать к тому, чтобы мы снова и снова пытались сделать это.

А когда в подсознании нет такого видения будущего, это означает, что у нас реально нет шансов что-то сделать. И тогда мы будем спокойны, тогда отпустим от себя какую-то проблему, перестанем переживать из-за нее, так как поймем что это бесполезно и бессмысленно. И в этом случае проблема перестает быть проблемой. 

А в тех случаях, когда мы продолжаем переживать по какому-то поводу, это означает, что в нашем подсознании есть решение, есть план. Но только (пока) сознательно мы его не знаем. Вся трудность в том, чтобы сознательно понять собственное подсознание.

Понять подсознание

И именно с этим связаны те дополнительные возможности мозга, которыми мы не пользуемся.

Почему не пользуемся? А потому, что «сознательная» половинка мозга думает с помощью слов и цифр. Она использует обычную логику и обычный язык. А другая часть нашего мозга (подсознательная) думает другим способом. Рассуждает на совершенно другом языке…

Наше подсознание думает на языке тела, ощущений, движений и других телесных процессов. И на языке зрительных образов, иногда – на языках запахов, вкусов и некоторых других более редких вариантов.

Поэтому эти части нашего мозга оценивают происходящее по-разному. И как ни странно, могут приходить в итоге к разным мнениям. Сознательная половинка говорит «Да», а бессознательная – «нет».

Сознательная часть хочет чего-то добиться, а подсознательная – остается равнодушной к этой цели и ничего не делает. А нужные изменения начинаются только тогда, когда и сознание и подсознание работают вместе. Только тогда!

Нередко так бывает, что подсознание не просто равнодушно к тому, чего мы сознательно хотим. Оно очень энергично сопротивляется, мешает нашим сознательным планам, занимается внутренним саботажем. И тогда в жизни человека возникают так называемые проблемы, недовольство и неудовлетворенность собственной жизнью.

Существует универсальный способ решения жизненных психологических проблем. Он заключается в том, чтобы сознательно понять, что же хочет наше собственное  подсознание и с ним договориться. Любая совершенно казалось бы нерешаемая задача на самом деле сводится именно к этому.

А как же практически этого добиться? Ведь сказать легко, сделать сложно…

Текучая современность

На внутренние сложности жизни человека накладываются и внешние трудности.

Вы, наверное, замечаете, что жизнь в последнее время в целом начинает меняться. Особенно тем, кто постарше, это заметно. Мы помним, что когда-то привычный образ жизни, течение жизни были другими. И если бы во времена моей молодости, лет 40 назад, кто-то бы мне сказал о том, как мы будем жить в настоящее время, я бы не поверил. Это казалось совершенно невозможным. Но образ жизни очень сильно переменился.

Последние пять-десять лет происходят еще новые и очень важные изменения в нашей общей жизни. Многие этого пока не видят. Они замечают влияние этих перемен на свою жизнь, но не могут пока для себя это словесно объяснить.

А происходит следующее: наша жизнь становится все более переменчивой. Все меньше оказывается постоянства и стабильности в жизни.

30-40 лет назад большинство людей были ориентированы на то, чтобы прожить в одной семье. Брак был таким постоянным союзом. Не у всех получалось, но у большинства. Как сегодня с этим обстоит дело? Совсем по-другому. 

30-40 лет назад люди выбирали себе профессию на всю жизнь. В молодости получив образование и специальность, они до пенсии этим же и занимались. А сегодня все устроено не так. В развитом мире люди меняют профессию примерно раз в 10 лет. А поступая в высшее учебное заведение, не знают точно, чем будут заниматься после него.

Все меняется очень быстро.

Знания, которые можно почерпнуть из книжек, энциклопедий, интернета, очень быстро устаревают и обесцениваются. И значит, то чему человек научился в молодости, уже не будет его умственным капиталом на всю жизнь. Пройдет десять, а то и пять лет, и это устареет. Все поменяется. Придется снова учиться.

Даже жизненный опыт устаревает. Я вспоминаю, как ко мне пришел за советом очень социально успешный и уважаемый человек. Он испытывал сильный стресс, не мог успокоиться несколько дней. А все от того, что когда он воспитывал своего сына- подростка, учил его жизни, мальчик спросил: пап, а вот когда ты был таким как я, какой у тебя был айфон? Имея в виду, что если у человека в детстве не было айфона, то чему такой человек может научить современного ребенка? Для подростков и юношества представления о жизни людей среднего и старшего поколения обесцениваются.  Разрывается цепочка передачи знаний о жизни. И рикошетом бьет по обеим сторонам – поколению «отцов» и поколению «детей». Об этом можно было бы сказать очень много важного. Но из-за дефицита времени я только еще раз подчеркну: жизнь становится все более изменчивой. Это принято называть специальными словами – текучая современность. Это означает, что в жизни остается все меньше вещей, на которые можно опереться, которые незыблемы, неизменны.

Все, что нас окружает, сейчас является предметом временных договоренностей. Сегодня – так, а завтра – все может поменяться, и нам снова придется приспосабливаться, привыкать. Это создает стресс.

Весь современный образ жизни становится все более неопределенным. Это называется специальным термином, который придумали американцы. VUKA (volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность).  Вот что сегодня с нами происходит.

А раз так, то как мы раньше поступали в тех или иных обстоятельствах, когда мы знали, что нужно поступить правильно, знали, каким образом решается какая-то жизненная задача, теперь не работает. Каждый раз нам приходится чему-то учиться. Так как это было когда-то в детстве. И сейчас все чаще взрослые люди оказываются в состоянии маленького ребенка, когда приходится учиться чему-то с нуля, приспосабливаться к новым условиям.  

Именно это создает многие проблемы. Хотя здесь же и находятся и резервы для из решения. Они связаны с использованием дополнительных возможностей мозга. И тогда оказывается, что привычная для нас логика, как способ мышления, все чаще пробуксовывает и дает сбой. Оказывается, что наше сознание может решать только стандартные, типовые задачи задачи. То есть когда сам способ решения уже известен.

И только с дополнительными возможностями мозга, с подсознанием, связана возможность решать новые задачи или старые задачи новым путем.

Продолжение следует.

Марк Евгеньевич Сандомирский — доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, психотерапевт Европейского реестра, доцент УГАТУ, автор научно-популярных книг по психосоматике. 

Он автор 12 книг, на основе которых сегодня разрабатываются современные техники телесной терапии, массажа, психотерапии. В частности, предметом его научного инетерса являются такие вопросы, как психосоматика и телесная психотерапия, защита от стресса, телесная психокоррекция и др. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Императорский визит. 190 лет назад на восемь дней в Орел приезжал Николай I 

190 лет назад, в сентябре 1834 года Орел посетил император Николай I. Он пробыл в городе восемь дней. Подробнее. 

Наш канал в Telegram 

Питерское издание напомнило об орловце, который первым изобрел производство инсулина

Уроженец Орловской губернии физиолог Леонид Соболев изобрел метод производства инсулина за 20 лет до того, как авторами этого открытия 14 ноября 1921 года были признаны канадские ученые, получившие за него Нобелевскую премию.

Масонcкая история Орла

 

 

МЫ ВКОНТАКТЕ