Экологические проблемы, связанные с загрязнением отходами жизнедеятельности человека окружающей среды, очень актуальны для России.

Мусорные свалки – это химические бомбы замедленного действия, которые в любой момент могут привести к экологической катастрофе. Поэтому очень важно, что государство с 2019 года активизировало «мусорную реформу», целью которой является ликвидация незаконных свалок и переход к прозрачной системе обращения с отходами. Был внесен ряд изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ),  принятый в 1998 году. Их целью стало сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье.

Ожидаемые результаты «мусорной реформы» были прописаны в нацпроекте «Экология»: 36% твердых коммунальных отходов (ТКО) должно быть подвергнуто промышленной утилизации к 2024 году. Сейчас перерабатывается всего 3% ТКО в среднем по стране, а 97% перемещаются на свалки.

В сфере переработки ТКО существует необходимость формирования комплексной системы. Ни один ее отдельный компонент (сортировочные комплексы, комплексы по переработке отходов (КПО), раздельный сбор и транспортировка, переработка в электроэнергию или во вторичные материальные ресурсы) не может сам по себе работать эффективно. Эффективна только комплексная система, модель замкнутого цикла и широкое внедрения новых технологий. Сегодня уже нет необходимости установки 11 баков для раздельного сбора мусора. Как показывает опыт Московской области достаточно двух баков (для смешанных отходов и вторсырья), так как применяются специальные лазерные опознаватели, которые при помощи машинного обучения распознают любой сорт фракций, а дальше сепараторы позволяют их разделить.

 «Мусорная реформа» предполагает серьезные системные изменения на разных уровнях и развитие рынка утилизации ТКО. На практике ее реализация встречает протесты и непонимание со стороны жителей и бизнеса по всей стране. Во многом это связано с несовершенством текущего законодательства. По мнению руководителя ассоциации «Раздельный сбор» Анны Гаркуши, снижение полигонного захоронения не должно быть целью, а должно быть следствием минимизации потребления ресурсов. Мы должны снижать объем полигонного захоронения за счет превентивных мер - предотвращение образования отходов, упрощение процесса сбора, сортировки и переработки. На текущий момент главный вопрос к реформе: почему ничего не делается для уменьшения производства отходов. Необходимо формировать культуру сокращения отходов в стране.

По мнению эксперта кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – РАНХиГС, профессора Людмилы Проняевой, реализация «мусорной реформы» не возможна без равноправного партнерства между бизнесом, населением и властью. Если случится перекос в одну из этих сторон, реформа окажется неуспешной. Государство знает, сколько зарабатывает бизнес, и помогает ему решать проблемы. Население должно понимать, что не все зависит от бизнеса, доверие к которому в нашей стране, к сожалению, очень низкое. Не сложно рассчитать, что законный бизнес по обращению с отходами не дает «мегадоходов», но это стабильный бизнес. Государство должно помощь ему для снижения финансовой нагрузки в части строительства новой инфраструктуры и усиления взаимодействия субъектов мусорного бизнеса для формирования комплексной системы переработки ТКО.

 


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ