Сегодня происходит активное формирование индустрии детских товаров. Это особенно заметно в таких сегментах, как производство детского питания, одежды и обуви, книжной продукции для детей, товаров для творчества, игрушек.
Но скорость импортозамещения в этих сегментах пока невысока. Тем не менее, государству очень важно создание эффективной промышленности в детской индустрии, поэтому бизнесу в индустрии детства предлагаются различные виды поддержки – программы по субсидированию, льготному кредитованию и лизингу оборудования.
Необходимость разрабатывать механизмы поддержки бизнеса, работающего в этом сегменте производства, подчеркивают все игроки индустрии детских товаров. Принятая в 2013 году Минпроторгом России подпрограмма «Индустрия детских товаров», входящей в государственную программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», свидетельствуют о том, что государство хорошо понимает необходимость создания собственного производства для индустрии детства.
В настоящее время основными законодательными актами, регулирующими контроль за оборотом продукции для детей и подростков является федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» и различные технические регламенты на продукцию для детей и подростков. В последние годы надзор за качеством детской продукции строится таким образом, что через потребителей детских товаров и торговые сети Роспотребнадзор старается влиять на производителей. Проверки проводятся регулярно, но это связано с тем, что требования к качеству и безопасности детских товаров повышаются. От производителей в обязательном порядке требуются документы, подтверждающие качество и безопасность производимых для детей одежды, игрушек и других детских товаров. До сих пор остается открытым вопрос о качественном контроле над производителями непродовольственной группы детских товаров. Пока не ведется особый реестр предприятий, которые производят непродовольственные товары для детей. Это отчасти связано с тем, что очень многие подобные предприятия находятся в статусе малых предприятий, а №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не позволяет в течение первых трех лет работы вести их регистрацию и проводить плановые проверки. Поэтому проверку ведомство проводит только в случае, если возникает какая-то внештатная ситуация с товаром.
Проблема, существующая на рынке детских товаров, состоит в том, что в торговых сетях довольно часто проверки выявляют несоответствие качества товаров для детей техническим регламентам и нормам. В частности, плановая проверка в этом году одной из торговых сетей показала, что, несмотря на отсутствие замечаний по продовольственной группе товаров для детей, лабораторные исследования выявили, что в товарах, предназначенных для творчества, детской мебели, игрушках и изделиях одноразового использования (памперсы, одноразовые салфетки), показатели содержания по фенолу и фармальдегиду превышали норму в 70% случаев. Были замечания и по части маркировки игрушек. Весь этот товар был не российского производства. Ассортимента российского производства в этих магазинах практически не было.
Для наращивания доли отечественной конкурентоспособной продукции индустрии детских товаров на полках торговых сетей Министерством промышленности и торговли предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование развития в России действующих и создание новых производств детских товаров. Реализуемая Минпромторгом России подпрограмма «Индустрия детских товаров» позволит к 2020 году провести техническое обновление российских предприятий и реализовать высокотехнологичные проекты, что, в свою очередь, позволит разработать и внедрить новые технологии, повысить безопасность, качество и доступность российских товаров для детей на рынке. Ведь в конечном итоге здоровье детей – это залог национального благополучия страны.