Минфин РФ утвердил Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 - 2022 годы.
Данный стратегический документ содержит ряд предложений, указывающих на рост фискальной нагрузки на экономику.
В частности, продолжится индексация акцизов и страховых взносов, увеличится налог на имущество организаций в связи с переводом имущества на кадастровую стоимость, планируется ввод нового туристического сбора и др.
В последние пять лет налоговая нагрузка в России постоянно растет. Почти каждый год появлялся какой-нибудь новый сбор: на дороги, капремонт, утилизацию машин или сортировку мусора. Пи этом Правительство утверждает, что новые налоги не появляются, а вводятся сборы. Но между данными понятиями можно поставить знак равенства.
Например, экологический и утилизационный сбор идут напрямую в бюджет. Там они растворяются, а не идут на целевые расходы.
Другими словами, сбор на капремонт - это действительно не налог. Деньги собираются и копятся в специальном фонде, а потом выдаются тем, кому нужно подлатать ветшающий дом. А если средства идут в общий котел, то это самый настоящий налог. Хотя бизнесу и гражданам все равно. Если государство хочет забирать у нас больше денег, не важно, под каким соусом эта экспроприация происходит.
Де-факто новых налогов у нас не появится. Просто часть сборов переименуют.
Как подсчитали в Счетной палате, всего в реестре федеральных источников доходов к неналоговым можно отнести 5479 записей. Если исключить штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается 262 обязательных платежа. И это только на федеральном уровне.
- Мы увидели, что 93 из них находятся в различных кодексах: в Гражданском - 61, в Водном - 7 и т.д. Еще 163 платежа – в федеральных законах. В целом по итогам анализа можно сказать, что у нас нет таких законов, которые бы чего-нибудь не устанавливали платить. И практически в каждом платеже выявлены те или иные недостатки, - считает аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.
Если объединить похожие сборы, то окажется, что в России 60 квази-налогов. И они никак не систематизированы. Теперь в Минфине решили наконец перевести их в Налоговый кодекс.
Первыми статус налогов должны получить три вида сборов.
- Утилизационный. Его платят производители автомобилей.
- На доходы операторов связи. Они платят за использование частот и другой государственной инфраструктуры.
- Туристический. Его хотят ввести взамен курортного сбора и сделать обязательным для гостиниц по всей стране, а не только в пилотных регионах.
Бизнес-сообществам эта идея не очень нравится. В основном из-за того, что за неуплату налогов предполагается уголовная ответственность (тюремный срок), а за неуплату сбора - административная (только штраф). Но есть и некоторые плюсы.
В целом это нормальная идея. Во-первых, налоги удобнее администрировать. Во-вторых, предполагается, что на уголовное преследование из-за неуплаты этих сборов наложат мораторий на 10 лет. В-третьих, если вы переплатили неналоговый платеж, вы его обратно не вернете. Такого механизма просто нет. Налоговые платежи тоже сложно вернуть, но можно.
По мнению эксперта кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Олега Кожанчикова правительству не стоит торопиться с переименованием и выборочным включением отдельных сборов в Налоговый кодекс. Лучше сначала провести полную инвентаризацию квази-налогов, оценить их эффективность и оставить только те, что действительно нужны, а остальные отменить.