Договоренность об интервью с Марией Любичевой, которая вместе с Евгением Куприяновым должна была выступить 4 декабря в орловском «Версале», была достигнута быстро. За три дня до концерта Маша коротко ответила по электронной почте: «Привет, мы в принципе не против, я надеюсь, вы не представляете какую-либо политическую организацию?». Получив заверения в том, что «никакой политики - только искусство», Маша уже через три минуты скинула в почтовый ящик координаты организатора концерта Риты.
Перед концертом поговорить не удается. Опоздав немного, Маша предлагает встретиться после концерта: с настройкой звука что-то сначала не складывается, и по всему было видно, что ни ей, ни Жене не до разговоров.
Не смутившись, что танцпол оказывается почти пуст (послушать «Барто» в «Версаль» пришли чуть больше полусотни человек) и отыграв первую песню «Танго», Маша объявляет: «Это - «Барто»! Мы уже были в вашем замечательном городе! У нас песня «Танго» такая... специальная... настраивательная... Мы поняли, что подходить к краю сцены не надо, потому что вы меня не услышите. А я вас приглашаю подойти поближе к сцене - здесь минных полей нет, можно смело подходить... Хотелось бы, чтобы вы понимали, о чем мы поем, чтобы голос бы слышен. Если что - сигнализируйте!».
Временами кажется, что Маша впадает в легкий транс - прикрыв глаза, она бросает в зал те самые слова, которые, как оказалось почти сразу, ждет от нее публика, сначала слегка зажатая: «Я и ты, мы шагаем в ногу с эпохой!».
На десятой минуте все уже заражаются настроением Маши. «Теперь я знаю точно, чего хочет танцпол», - подпевает зал.
Чуть подзабыв текст, Маша со словами: «Я знаю чудесное средство от забывчивости» открывает бутылку «Белого аиста» и продолжает петь: «Но я хочу знать, какой подонок придумал рабство под названием «Макдональдс»! Свободная касса - ты хочешь любви, а они хотят мяса!».
«Вот это мясо!» - кричит Маша в зал.
«Покупай себе шмотки, ведь ты следуешь моде,
Джинсы и блузку с городского рынка,
Тушь Max Factor, со стразами ботинки,
Все это нужно для ночного клуба,
Там много парней, влюбленных в твои губы», -
продолжает Маша.
«Я тоже умею петь», - орет кто-то. «Ну так иди сюда», - отвечает Маша.
Танцпол в экстазе - такого в Орле, похоже, еще не видели.
***
Вместе с Машей и Женей поднимаемся на второй этаж «Версаля». Здесь «Барто» не рады - две девушки объясняют нам, что им нужно украшать зал к Новому году, и появление музыкантов в их планы не входит. «У нас времени всего два дня», - возмущается одна из барышень, когда Маша намекает, что «это вроде как гримерка и хотелось бы переодеться». Узнав, что мы тут ненадолго, девушки успокаиваются.
- Мы помним замечательного человека, который разделся и танцевал по пояс голый, это было очень здорово, - начинает Маша с воспоминаний о первом концерте в Орле и демонстрирует хорошее знание местных музыкальных достопримечательностей, рассказывая о совместной записи с орловской ска-группой «Яйцы Фаберже»:
- Теперь все антифа, которые нас тоже слушают, говорят: «Чего это вы с «Яйцами Фаберже» записались?», - говорит она и продолжает:
- Все хорошо, хотелось бы выпить-закусить, а так все отлично.
Видно, что выступлением в «Версале» она довольна. Пластичная и агрессивная всего минут пятнадцать назад, теперь Любичева производит совсем другое впечатление - она почти спокойна.
- С детства ты ездишь в этой электричке, но она не оставляет тебя равнодушной. Люди, их поведение, РЖД, которые нас в этих каталажках возят, которые зимой не отапливаются, а летом дышать нечем. Есть мирные направления, от Москвы же сеть такая паучья расходится, а вот направление на Рязань - вот это всем направлениям направление. Электричка кажется тебе пустой, входишь, - а там все на лавках спят. И пахнет квашеной капустой. Супер, - комментирует Маша известную фразу из Rolling Stone про то, что «при сочинении этих песен авторы вдохновлялись поездками в подмосковных электричках, а ведь можно подумать, что отдыхом в «Дягилеве», настолько убедительно звучит эта электрическая гламорама». По поводу уже сгоревшего «Дялигева» в Rolling Stone, похоже, тоже угадали:
- Мы с Алексеем Отрадновым, с которым начинали «Барто», были менеджерами в достаточно крупных компаниях. И мы знаем, как менеджеры отдыхают, что такое корпоративы и хорошие клубы, так что мы и тем и другим вдохновлялись. Это одинаково чудовищные впечатления - и отдых некоторых личностей в «Дягилеве», и подмосковные электрички.
По словам Любичевой, третьим после «Дягилева» и электричек источником вдохновения была в свое время книжка Наоми Кляйн No logo - библия современного антиглобализма:
- Наоми Кляйн повлияла безусловно. Перед появлением «Барто» мы познакомились с No logo и хотели тогда в музыке как-то выразить ее мысли. У нас даже был из No logo кусочек в песне «Касса», но, к сожалению, «Союз», который выпускал CD, это не пропустил, потому что были бы проблемы с авторским правами.
Творческие ориентиры со времен выхода первого альбома «Барто», судя по всему, мало изменились:
- Нас по-прежнему интересуют социальные темы и нас беспокоит то, что происходит сейчас в России: то, как власть с нами себя ведет и не считает нас за людей, - объясняет Маша.
- Нам пишут: «Вы должны встретиться с нашей молодежью», - вступает Женя Куприянов.
- Да, я придерживаюсь левых взглядов, и поэтому нас в лагерь левых все время запихивают. Надоели, если честно. Мы занимаемся музыкой и это очень раздражает. Эти партии... Если копнуть, вообще не понятно, кто левый, кто - правый, а кто - оппозиция, а кто поддерживает власть. Я вообще не хочу углубляться в это.
Левые взгляды у Маши и на принципы распределения материальных ценностей:
- Мы серьезно считаем, что первое - это любовь. А деньги - дело десятое... Конечно, лишнюю копеечку они не заработают, - говорит она про тех, кто закрывает нелегальные раздачи свой музыки в Интернете и рассказывает, что «Барто» сами раздают CD фанатам - пусть себе выкладывают на торренты: «Порой это единственный способ альбому добраться до слушателей».
Вспоминаем про девяностые годы («это моя молодость, я училась тогда в институте»). Она начинает с заметным удовольствием перечислять музыкальные стили - «индастриал, IDM, эмбианс, трип-хоп - это все выросло оттуда».
- Говорят, что в роке тогда не было ничего интересного, но был грандж и масса indie. А в нулевые не дали никаких новых направлений, кроме разве что дабстепа.
Девяностые, судя по всему, до сих пор не отпускают:
- Каждый вечер включаю телевизор и смотрю сериал «Реальные пацаны». Из Люберец приехала в Питер, электричек больше нет в моей жизни, приходится добирать впечатлений, - смеется Маша.
Теперь, поменяв Москву на Санкт-Петербург, Маша Любичева, кажется, хочет радикально изменить свою жизнь:
- Мне нравится заниматься музыкой, нравится давать концерты, но мы уже три года без отдыха ездим по стране, это сильно выматывает. Найду работу - и пойду работать. Не хочу, чтобы музыка становилась моей основной профессией, - неожиданно признается она.