19 июня на Новой сцене Мариинского театра прошла премьера мистической оперы «Мандрагора» — первого в мировой истории музыкального спектакля, завершённого с использованием технологий искусственного интеллекта.

Постановка стала центральным культурным событием XXVIII Петербургского международного экономического форума и фестиваля «Звёзды белых ночей», обозначив новый этап в развитии синтеза искусства и технологий.

Опера, основанная на замысле Петра Чайковского и Сергея Рачинского, была воссоздана и завершена с участием композитора Петра Дранги и нейросетей Сбера. GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. Все решения искусственного интеллекта были реализованы под художественным контролем и с глубоким уважением к стилю эпохи.

Премьера «Мандрагоры» приурочена к 185-летию со дня рождения Чайковского — это не только акт памяти, но и продолжение его творческого пути. Символично и то, что эта опера была представлена на сцене Санкт-Петербурга — именно в том городе, где жил и творил композитор и где, по изначальному замыслу, должны были поставить спектакль. Теперь же постановка станет частью репертуара Мариинского тетра в сезоне 2025-2026. Показ спектакля также состоится в Удмуртии на 68-м фестивале искусств «На Родине П.И. Чайковского». 27 июня на центральной площади Ижевска все желающие смогут увидеть оперу в исполнении артистов Театра Оперы и Балета Удмуртской Республики.

Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка:

- «Мандрагора» — совместное творчество большого количества людей: нашего замечательного музыканта, композитора Петра Дранги, гениального маэстро Валерия Гергиева и, конечно, артистов Мариинского театра. И всё это реализовано вместе с искусственным интеллектом, что экономит огромное количество времени. Представьте себе, сколько времени занимает раскладка партитуры на большой симфонический оркестр. Это не самая любимая работа композиторов, ведь она отнимает у них годы жизни. А благодаря искусственному интеллекту человек может сосредоточиться на креативности — реализации того, что у него внутри. И искусственный интеллект может стать очень мощным помощником и вдохновителем».

Валерий Гергиев, дирижёр, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского и Большого театров:

- Сегодня у нас решительная попытка с нашими большими друзьями из Сбера сделать новую сценическую версию, где не только человеческий талант, но и искусственный интеллект. В последнее время новейшие технологии выступают на сценах мировых театров, в том числе и в России. В мире уже сделано невероятное количество всего интересного, а в мире оперы и балета использовать новые технологии по-настоящему, не разрывая естественную связь с творческим произведением, на которое это накладывается, — самое сложное. Мы надеемся, что наш смелый шаг будет воспринят с интересом».

Пётр Дранга, композитор, заслуженный артист России:

- У нас получилась очень интересная история взаимодействия, когда искусственный интеллект предлагает варианты, помогает доработать, ускоряет процесс и делает его ещё более интересным. И это ни в коем случае не соревнование, а абсолютная коллаборация. Я думаю, что нам всем в будущем это очень сильно поможет. И наша опера должна поменять не только наших героев, но и всех вокруг, кто её посмотрел. Потому что люди всегда в жизни идут на определённые поступки во имя чего-то. Они духовно растут. Опера об этом. И всё происходит внутри головы, которую вы увидите на сцене. Это и есть олицетворение самой Мандрагоры».

Постановка объединила более 170 артистов, включая симфонический оркестр, хоры и солистов. Центральный сценический образ — гигантская голова, внутри которой с помощью видеомэппинга разворачиваются фантастические миры. Режиссёр спектакля — Илья Устьянцев, художник по костюмам — Сергей Новиков. Художник-сценограф — Александр Кудрявцев. Над визуальной частью работали: Александр Сиваев (свет), Мурад Ибатуллин (3D-графика), Борис Цибисов (мэппинг). Руководитель производственной группы — Максим Козлов.

Спектакль стал международным проектом не только по масштабу, но и по уровню исполнения: в нём участвуют солисты, хоры и оркестранты, выступающие на ведущих сценах Европы и Азии. Главные партии исполнили Василий Ладюк и Алина Черташ — лауреаты международных конкурсов и признанные солисты, чьи выступления проходят на крупнейших оперных площадках мира.

Проект реализован при участии команд Sber Metaverse Tech и СберМаркетинга.


Гибель легендарного комдива

Трагическая случайность или роковая ошибка? Историки по-прежнему не могут прийти к единому мнению по поводу причин смерти Героя Советского Союза, героя Сталинградской и Курской битв генерала Леонтия Гуртьева. Читать 

1909 год. Как тульский мещанин, переодетый в монашку, грабил орловцев

Тихое Рождество 1909 года, с кутьей и ароматным сбитнем прошло. Наступало время шумных и красочных балов и маскарадов в честь наступающего Нового года. Подробнее

Наш канал в Telegram 

Питерское издание напомнило об орловце, который первым изобрел производство инсулина

Уроженец Орловской губернии физиолог Леонид Соболев изобрел метод производства инсулина за 20 лет до того, как авторами этого открытия 14 ноября 1921 года были признаны канадские ученые, получившие за него Нобелевскую премию.

Масонcкая история Орла

 

 

МЫ ВКОНТАКТЕ