Проблемы миграции являются в настоящее время в мире одними из самых острых.
Они стоят на повестке дня многих стран, их решение широко обсуждается на национальных и международном уровнях.
Не остается в стороне и Россия, где с начала 90-х годов открылись границы для свободного перемещения граждан и началось выстраивание новой миграционной политики.
В международной миграции Россия является страной-реципиентом, поскольку несмотря на значительную по масштабам эмиграцию в страны дальнего зарубежья приток из стран ближнего зарубежья всегда численно ее превосходил. С 1992 по 2016 гг. миграционный прирост населения России составил 9142,5 тыс. чел., что существенно компенсировало потери страны от депопуляции.
Кто же выезжает из страны и кто к нам прибывает? Ответ на данный вопрос дают ученые РАНХиГС, проводившие мониторинг экономической ситуации в России и подготовившие доклад «Квалифицированная миграция в России: баланс потерь и приобретений». Их исследования касаются международной миграции, особенностей интеллектуальной миграции и проблем миграции населения в внутри страны.
В докладе отмечается, что 20 лет назад в Россию прибывало больше мигрантов с высшим образованием, чем выезжало из нее. В настоящее время, данная ситуация изменилась, ежегодная эмиграция в развитые страны составляла порядка 100 тыс. человек, из которых около 40 тысяч имели высшее образование.
Поводами для эмиграции россиян с высшим образованием являются: выезд на учебу(около 30 %), на работу ((около 25 %), причем каждый второй из уехавших в Европу получал так называемую «Blue card» («Голубую карту») для квалифицированных специалистов), переезд в качестве члена семьи гражданина, заключившего контракт на работу за рубежом (около 20 %).
Сейчас за рубежом проживают около 2,7 миллиона уроженцев России, примерно 1,5 миллиона из них сохраняют российское гражданство. В 1990-х годах эмигранты уезжали в основном в Германию, США и Израиль. Сейчас появились новые популярные направления эмиграции — страны Европы и Австралия. В зависимости от принимающей страны доля эмигрантов с высшим образованием составляет от 30 до 70 процентов.
По мнению аналитиков Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Н.Мкртчяна и Ю.Флоринской для большинства российских интеллектуальных эмигрантов наиболее важным фактором отъезда стали экономические причины, для четверти – политические. Треть интеллектуальных эмигрантов не намерены возвращаться в Россию, около 15% – могут вернуться при получении интересного предложения, около половины – в принципе не исключают возможности возвращения на постоянное жительство или временно.
Что касается притока населения в части миграции, то данные исследования показывают, что, несмотря на введенные преференции в области квалифицированной и высококвалифицированной трудовой миграции, Россия не смогла привлечь сколь-нибудь заметное количество таких мигрантов. В частности, за 6 лет действия преференций разрешения на работу в качестве высококвалифицированных специалистов получили лишь 151 тыс. иностранных трудовых мигрантов, в качестве просто квалифицированных больше – 411 тыс., но в эту категорию попадали не только люди с высшим образованием.
Исследование динамики притока и оттока специалистов и разнорабочих показало, что отток профессиональных кадров продолжает расти, а в структуре притока трудовой миграции доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием составляет около 15 %. Этот имеющийся образовательный потенциал трудовых мигрантов в России значительно недоиспользуется:, около трети мигрантов с высшим образованием и почти половина со средним специальным/профессиональным образованием трудятся на рабочих местах, не требующих какой-либо квалификации.
По мнению доцента кафедры «Экономика и экономическая безопасность» Среднерусского института управления РАНХиГС И. И. Кружковой, обозначенные проблемы многогранны и требуют поиска новых мер решения на государственном уровне. Наше государство тратит огромные средства на подготовку конкурентоспособных специалистов в различных областях, но не может обеспечить им достойную заработную плату и условия для профессионального роста. Существует необходимость повышения уровня доходов населения, в том числе и за счет пересмотра миграционной политики, чтобы дешевый труд трудовых мигрантов не снижал общий уровень зарплат в стране.