Пандемия COVID-19 нанесла мощный удар по мировой экономике.

В попытке поддержать население, бизнес, социальную сферу, пострадавшие от карантина и снижения экономической активности, правительства большинства стран выделяли прямые трансферты юридическим и физическим лицам, административным образованиям.

Кроме того, косвенной формой поддержки стали налоговые и кредитные каникулы, льготы по оплате ЖКХ, аренды и т.д. На эти цели были выделены колоссальные средства из бюджета и золотовалютных резервов. И, очевидно, что уже принятыми мерами ограничиться не удастся. Поэтому неизбежно возникает вопрос об источниках финансирования понесенных государственных расходов и выпавших доходов. Одним из таких источников может стать эмиссия государственных ценных бумаг.

Эксперты Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной Службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) проанализировали решение ЕС по выпуску общеевропейских облигаций на сумму 500 млрд евро.

Александр Абрамов, Александр Радыгин, Мария Чернова и  Андрей Косырев, опубликовавшие исследование «Обзор финансовых рынков»,  отмечают уникальность предстоящей эмиссии. Это будет первым опытом выпуска общеевропейских облигаций, поскольку раньше бонны выпускали национальные правительства суверенных членов Евросоюза. Но стоимость десятилетних заимствований колебалась от 0,4% годовых на немецкие облигации до 2% на греческие и 1,5%  на итальянские. Таким образом, правительства южноевропейских стран несли существенные затраты по обслуживанию займов, что не отвечало интересам Германии и Франции  как главных доноров ЕС и Союза в целом.

Ожидается, что доходность общеевропейских ценных бумаг будет близка к доходности государственных облигаций Германии, и финансовые организации уже проявили интерес новому фондовому инструменту.

Профессор кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Попова отмечает, эмиссия государственных ценных бумаг выступает важнейшим механизмом привлечения средств в казну. Кроме того, благодаря ей с товарного рынка уводится излишек денежной массы, за счет чего снижается инфляционное давление на экономику. И, наконец, она позволяет реструктурировать задолженность государства или, как в случае с поддержкой национальной экономики и населения в период пандемии текущего года, компенсировать недополученные доходы и незапланированные расходы, «растянув» потери бюджета на 5-25 лет.

Россия тоже выпускает облигации федерального займа (ОФЗ). Например, с 16.08.2020г. по 22.01.2021г. проводится размещение ОФЗ-н («народных облигаций») номинальной стоимостью 1 тыс. руб. с датой погашения 2 августа 2023 года.

Кроме того, за 1-2 квартал 2020 года было проведено несколько аукционов по размещению классических ОФЗ сроком обращения от 5 лет на общую стоимость 1,2 трлн. руб., а в плане эмиссии на 3 квартал заявлен 1 трлн. рублей.

Очевидно, что объемы эмиссии будут нарастать, а сроки обращения бумаг увеличиваться. Но это гораздо лучше, чем ликвидировать золотовалютные запасы или сократить бюджетные расходы в сложный для всего мира период.