Традиционно получение высшего образования выступает значимой ценностью для россиян различных поколений, поскольку обеспечивает более широкие возможности профессиональной карьеры.

При этом разнообразие возможных образовательных стратегий порождает у россиян различные представления о том, какое образование считать наиболее перспективным.

Данные исследования о приоритетности зарубежного или российского высшего образования, проведенного ВЦИОМ в октябре 2019 года, демонстрируют полярные представления, сложившиеся у россиян.

Большая часть респондентов зрелого возраста (от 45 лет до 59 и старше 60 лет) не желали, чтобы их дети или внуки получали высшее образование за рубежом (59%), поскольку вполне удовлетворены качеством отечественного образования (39%), считают, что дети должны оставаться учиться и работать в России (39%), 13% оценивают российское образование как более доступное, а 9% респондентов предпочитают, чтобы дети были ближе к родителям, испытывая опасения по поводу отъезда ребенка за рубеж.

30% россиян молодого возраста (от 18 до 34 лет) предпочли бы зарубежное образование для своих детей и внуков (Англия (38%), Германия (19%), США (16%)), поскольку считают, что за границей качественное (современное, углубленное, престижное) образование (47%), есть шанс найти интересную работу с высокой зарплатой (15%), высокий уровень жизни (13%), а также международный диплом (12%).

По мнению эксперта кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, часто основой разработки образовательной стратегии выступают субъективные представления далекие от реальности, базирующиеся на стереотипах, носящих позитивный или негативный характер.

Молодежь в большей степени, чем россияне зрелого возраста, ориентирована на зарубежное образование, считая, что оно позволит создать более широкие перспективы развития карьеры. Между тем, не следует оценивать высшее образование вообще, необходимо определиться с направлением подготовки, только тогда можно оценивать уровень и качество обучения, сравнивая отечественные и зарубежные вузы. Некоторые отечественные вузы имеют высокие международные рейтинги и признание профессионалов в определенной профессиональной области.

Разработка образовательной стратегии предполагает в первую очередь установление области профессиональных интересов, а затем уже выбор такого вуза, который позволит в полной мере овладеть современным содержанием профессии, с одной стороны, а, с другой стороны, позволит осуществлять непрерывное образование в процессе профессионального становления.