2 декабря Президент РФ подписал закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период до 2022 года.

Заявлено, что формирование структуры расходов федерального бюджета на 2020-2022 годы осуществляется в соответствии с приоритетом достижения национальных целей развития на период до 2024 года, а также задач, поставленных Президентом Федеральному Собранию.

Именно для решения этих задач были разработаны национальные проекты. Нацпроекты являются ключевым, но не единственным инструментом достижения национальных целей развития. В ближайшие 6 лет на реализацию национальных проектов будет направлено 13,2 трлн рублей средств федерального бюджета и 18,2 трлн рублей в целом по бюджетной системе. За этот же период совокупный объем первичных расходов федерального бюджета ожидается на уровне 118 трлн рублей, а по бюджетной системе в целом более 245 трлн рублей.

Однако опыт текущего года показывает, что для решения поставленных задач недостаточно заложить в бюджет необходимые финансовые средства – надо суметь ими эффективно распорядится.

Достигнутые на настоящий момент темпы экономического роста весьма скромные – премьер Дмитрий Медведев в своем ежегодном общении с представителями федеральных телеканалов заявил, что по итогам 2019 года экономика в лучшем случае вырастет на 1,3 – 1,5 %. И это при том, что в текущем году уже началась реализация нацпроектов. Причины? Их много. Остановимся лишь на некоторых.

Во-первых, экономический блок правительства оказался не готов к переходу на новые подходы к использованию бюджетных средств – кассовое исполнение расходов федерального бюджета в текущем году оказалось наихудшим с 2010 года. По данным Счетной палаты РФ уровень исполнения расходов бюджета РФ в январе-сентябре 2019 года составил лишь 62,9% от плановых значений. Еще ниже – всего 52,1% оказался уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры.

Другой проблемой, требующей незамедлительно решения, по мнению эксперта кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Владимира Тишаева, является несоответствие целевых показателей государственных программ, являющихся основными бюджетными инструментами реализации нацпроектов, показателям достижения национальных целей развития (в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития на период до 2024 года) и показателями национальных и федеральных проектов.

Поэтому для реального ускорения социально-экономического развития страны необходимо, наряду с другими мерами, добиться обеспечения своевременного целевого и эффективного использования выделенных бюджетных ассигнования (в том числе – на реализацию нацпроектов), а также безотлагательно провести инвентаризацию мероприятий государственных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей развития.