1 октября Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект закона о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период до 2022 года. 

В соответствии с документом, определяющим правительственные приоритеты в сфере бюджетных отношений, бюджетная политика должна строиться на основополагающем принципе, согласно которому все расходные обязательства должны финансироваться не в ущерб макроэкономической стабильности и предсказуемости (то есть не за счет конъюнктурных доходов – «бюджетные правила»).

Суть бюджетных правил заключается в том, что все дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, т.е. доходы, полученные за счет превышения цены на нефть марки «Юралс» на мировом рынке 40$ за баррель (с ежегодной индексацией с 2018 г. этой базовой цены на 2%) и более слабого курса рубля по отношению к доллару США по сравнению с прогнозным, направляются на пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Таким образом, предельный объем расходов федерального бюджета, согласно бюджетным правилам, определяется как сумма базового объема нефтегазовых доходов бюджета, рассчитанного при базовой цене на нефть (в 2019 г. составляет 41,62$ за баррель «Юралс»), объема ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга. Начиная с 2019 года, эта чрезвычайно жесткая  конструкция была немного ослаблена, так как в структуре федерального бюджета предполагалось создание Фонда развития, финансирование которого должно осуществляться за счет внутренних заимствований в объеме 575-585 млрд. рублей ежегодно до 2024 года. Это приведет к структурному дефициту бюджета на первичном уровне (0,5-0,6 % ВВП).

По мнению эксперта кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления-филиала РАНХиГС Владимира Тишаева проведение в 2017–2019 годах бюджетной политики на основе «бюджетных правил» действительно позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий. Объем средств, накопленных в ФНБ, на конец 2019 года должен, согласно расчетам Правительства превысить 8172 млрд руб. (7,5 % ВВП) а к концу 2022 года - 16 196 (12,6 % ВВП).

Однако реализация такого жесткого подхода, как считает эксперт, серьезно ограничивает возможности государства по бюджетному стимулированию экономического роста: расходы федерального бюджета согласно законопроекту снижаются с 17,3 % ВВП в 2020 году до 16,9 % в 2022. Более того, правительством до настоящего времени не утверждено положение о Фонде развития, а министерство финансов оказывает серьезное противодействие принятию решений об использовании средств ФНБ после превышения их ликвидной валютной составляющей 7 % ВВП (произойдет в 2020 году) на цели возвратного финансирования проектов развития внутри страны (хотя такая возможность предусмотрена законодательством).

Если добавить к этому наметившееся отставание по бюджетному финансированию нацпроектов, то, как полагает эксперт, вряд ли реализуемую в настоящее время бюджетную политику можно признать соответствующей актуальным задачам экономического развития страны.


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ