28 декабря в 16.30 часов по московскому времени с военного космодрома Плесецк (Архангельская область) состоялся первый испытательный старт новейшей ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», оснащенной двигателем НК-33 производства самарского предприятия «Кузнецов», входящего в Объединенную двигателестроительную корпорацию (дочерняя компания холдинга Госкорпорации Ростех «ОБОРОНПРОМ»). Ракета доставит на орбиту калибровочные сферы и опытный образец малого космического аппарата «Аист».
Двигатель НК-33, установленный в составе первой ступени новой ракеты, отработал полет без замечаний, обеспечив успешное выведение ракеты на заданную орбиту. Время его работы в полете составило 200 секунд. Для коллектива «Кузнецова» старт ракеты «Союз-2-1в» – знаковое событие. Это первый запуск НК-33 в отечественном проекте после закрытия советской «лунной» программы, где планировалось его использование.
Комплексная работа с двигателем НК-33 для дальнейшего запуска ракеты «Союз-2-1в» началась в 2010 году. В соответствие с техническим заданием и комплексным планом экспериментальной отработки партия двигателей НК-33 на протяжении нескольких лет подвергалась многочисленным проверкам с целью подтверждения качественных характеристик. НК-33 испытывался в условиях применения иной марки топлива, вброса инородных частиц и с трехкратным превышением необходимого ресурса использования.
Итоговым стало огневое испытание блока первой ступени РН «Союз-2-1в», прошедшее 3 июня 2013 года на базе Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности (г. Пересвет). В рамках испытаний НК-33 подтвердил высокую надежность. В процессе работ по адаптации НК-33 для российского проекта в двигателе были заменены некоторые датчики и узлы, увеличен полетный ресурс, а также изменен профиль полета. Важнейшей задачей ОДК является восстановление серийного производства двигателя НК-33. Значительная часть процессов его изготовления на предприятии «Кузнецов» уже освоена.
Двигатель НК-33 создавался конструктором Николаем Дмитриевичем Кузнецовым для первой ступени «лунной» ракеты Н1-Л3 в конце 60-х – начале 70-х годов. Главное преимущество НК-33 – минимальный вес относительно тяге. По экономии топлива двигатель соответствует сегодняшнему уровню требований к развитию техники. В 1974 году «лунная программа» была закрыта. Созданную партию НК-33 было приказано уничтожить. Но Кузнецову удалось их спасти. В 90-е годы двигатель НК-33 был представлен на одной из выставок в Москве, где вызвал колоссальный интерес отечественных и зарубежных партнеров.
Работы по возрождению двигателя НК-33 с того времени идут по двум направлениям. В рамках зарубежного контракта – по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес», а также в рамках реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».
2013 год стал ключевым с точки зрения реализации работы по НК-33. 22 апреля 2013 года в США два двигателя НК-33/AJ26 обеспечили первый успешный старт ракеты «Антарес», а второй ее запуск состоялся уже 18 сентября, в рамках которого на МКС был доставлен полезный груз для работы летного экипажа станции.
ОАО «Кузнецов» – одно из крупнейших предприятий авиационного и космического двигателестроения. Входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации». ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» – дочерняя компания ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ». В структуру ОДК интегрированы более 85% ведущих предприятий, специализирующихся на разработке, серийном производстве и сервисном обслуживании газотурбиной техники, а также ключевые предприятия – комплектаторы отрасли. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.