В марте в Государственную Думу России был внесен законопроект, изменяющий правила об исполнении заключенных договоров в новых экономических условиях, возникших после введения санкций со стороны иностранных государств. 

Этот законопроект комментирует эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.

В настоящее время в связи с введением ограничительных мер в отношении российских граждан и юридических лиц, возникают ситуации, когда многие отечественные компании вынуждены по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров. Кроме того, иностранные поставщики в настоящее время отказывают в поставке многих подпадающих под санкции товаров, который не производятся на территории Российской Федерации. Возникают проблемы и с исполнением денежных обязательств после введения санкций в отношении ряда ведущих российских банков.

В целях разрешения складывающихся спорных ситуаций законопроектом предусматриваются положения, направленные на поддержку российского бизнеса в период действия санкций, введенных против Российской Федерации.

В Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предлагается внести следующие нормы, устанавливающие правовые последствия в случае недружественных действий, которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств:

  • обязательство прекращается полностью или в соответствующей части, если исполнение обязательства становится окончательно невозможным;
  • обязательство «замораживается», а лицо не несет ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным;
  • сторона обязательства вправе отказаться от договора (от исполнения договора) в случае, если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение. При этом сторона, управомоченная на отказ от договора (от исполнения договора), обязана предупредить другую сторону обязательства в разумный срок до совершения отказа.

В случае наступления срока возврата денежных средств, предоставленных по договору займа российскому акционерному обществу иностранным лицом, согласно предлагаемым законопроектом положениям, вместо возврата суммы займа полностью или частично, допускается размещение в пользу займодавца дополнительных акций определенной категории (типа). При этом указанные акции не дают права голоса. Указанная норма должна предупредить риск банкротства российских организаций.  

Статья 2 законопроекта предусматривает, что все указанные положения не могут быть применены в интересах лиц, которые способствовали применению недружественных действий. Данная норма полностью соответствует основным принципам гражданского законодательства, и предполагает отказ в защите прав и интересов лиц, участвующих в применении санкций.

В Федеральном законе от 18 декабря 2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» предлагается закрепить два новых положения, в соответствии с которыми:

1) в условиях санкций не допускается предусмотренное законом или договором одностороннее изменение или расторжение соглашений, связанных с осуществлением и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, за исключением случаев, когда другая сторона соглашения существенно нарушает свои обязательства;

2) на период недружественных действий удлиняется срок действия соглашений, в соответствии с которыми российские юридические или физические лица имеют право использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом указанные юридические или физические лица имеют право уведомить другую сторону соглашения об одностороннем отказе от продления такого обязательства.

Указанные нормы вызваны возможностью недобросовестных действий со стороны контрагентов российских юридических и физических лиц, отказывающихся в одностороннем порядке от ранее заключенных соглашений или отказывающих в пролонгации таких соглашений в силу недружественных действий.

Согласно статье 4 законопроекта при установлении влияния недружественных действий в качестве фактических обстоятельств принимаются во внимание, в том числе, нормативные акты иностранных государств и акты международных организаций. Таким образом, сами нормативные акты иностранных государств и акты международных организаций могут быть рассмотрены в качестве доказательственной базы в отношении определения недружественных действий.

Законопроектом предлагается придать его положением обратную силу, в связи с чем предусмотрено правило о том, что данный федеральный закон применяется к отношениям, возникшим с 24 февраля 2022 года.

Реализация законопроекта позволит оказать существенную поддержку российскому бизнесу в период действия санкций, введенных против Российской Федерации, будет способствовать уменьшению количества проблемных ситуаций, в том числе, связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей и юридических лиц, - резюмирует эксперт.