Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) о повышении порога для закупок малого объема (ЗМО) до 600 тыс. рублей с 300 тыс. рублей в настоящее время.

Также эта поправка увеличивает годовой объем закупок малого объема до 10% от совокупного годового объема закупок заказчика. В настоящее время для ЗМО действует ограничение в 5% от годового объема закупок. По действующей редакции закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) государственные заказчики могут совершать закупки малого объема без проведения конкурентных закупочных процедур. При этом государственные заказчики федерального уровня (и их подведомственные организации) обязаны с апреля прошлого года использовать при совершении таких закупок возможности ЕАТ «Березка», созданного по распоряжению правительства РФ в 2018 году.  Также принятые Госдумой поправки уточняют порядок проведения закупок в виде запроса котировок в электронной форме - главным образом, в части учета количества товара, предлагаемого поставщиком в рамках такой закупки.

Закупка у единственного поставщика – это способ, когда контракт заключается в обход конкурентной процедуры. Контрагентом заказчика становится юридическое или физическое лицо, которое он выбирает сам. Закон 44-ФЗ дает заказчику право прибегать к такому методу в строго определенных случаях. Однако по своему желанию он может провести в такой ситуации конкурентную процедуру. Ведь закупка у единственного поставщика чаще всего не является обязанностью заказчика — это лишь его право.

Способ заключения контракта напрямую удобен заказчикам по таким причинам: можно работать с поставщиком, с которым уже заключались контракты; процедура предельно простая, риск ее нарушить минимален; закупку можно провести в сжатые сроки; не нужно проделывать подготовительную работу по определению поставщика и публиковать документы в ЕИС.

По мнению эксперта кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, кандидата экономических наук Ирины Докукиной можно выделить следующие преимущества и недостатки.

Преимущества: Если заказчик (регион) хорошо знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним, то механизм единственного поставщика позволяет страховать риски входа в проект слабого и недобросовестного исполнителя. Риск нарушения процедуры заключения контракта или его затягивания сведен к минимуму. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки: Заказчик не сможет значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Заказчику сложно будет обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание закупкам у единственных поставщиков, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов ему, по сути, гарантировано повышенное внимание к неконкурентной процедуре. В связи с этим он ясно должен представлять свою ответственность в случае нарушений.