Правительство России в конце 2018 года утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры  до 2024 года.

План был разработан Министерством экономического развития РФ в соответствии с указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года».

В документ вошли 11 федеральных проектов. Девять проектов направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, два - на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры.

Одной из задач этого транспортного проекта является повышение уровня экономической связанности России за счет расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры, гарантированного обеспечения доступной электроэнергией. Планируется строительство более 500 различных объектов транспортной инфраструктуры: дорог, мостов, ВСМ, аэропортов, подходов к портам, логистических центров, объектов Севморпути и других. Предполагается, что реализация проектов Комплексного плана позволит к 2024 году существенно улучшить транспортную систему, достичь установленных показателей по приросту грузооборота, увеличить экономическую связанность территорий Российской Федерации.

Одной из частей Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года является федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». Предусматривается дополнительное федеральное финансирование реконструкции аэродромной инфраструктуры в 66 региональных аэропортах, 38 из которых расположены на территории Дальнего Востока.

Проекты разделены на две группы. В первую включены 25 аэропортов, которые обеспечивают экономическое развитие территорий, являясь точками роста. К ним относятся Челябинск, Хабаровск, Пермь, Саратов, Благовещенск, Нижнекамск, Ставрополь, Липецк, Минеральные Воды, Братск, Оренбург, Новосибирск, Томск, Ярославль, Грозный и др. Аэропорты, включенные во вторую группу, призваны решать задачи национальной безопасности, являясь аэродромами совместного базирования, и жизнеобеспечения территорий, не имеющих иного круглогодичного вида транспорта. Они расположены преимущественно на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Среди них — Магадан, Норильск, Нерюнгри, Соловки, Якутск, Амдерма, Нарьян-Мар, Мирный, Бодайбо и другие, всего 41 аэропорт.

В начале 2020 года министр транспорта Евгений Дитрих озвучил, что через четыре года доля региональных авиационных перевозок в обход столичного авиаузла составит 51,35% от общего количества внутренних перелетов. В качестве развития внутренних авиаперевозок предусматривается и создание дальневосточной авиакомпании с отечественными самолетами. Минтранс уже заявил, что обсуждается вопрос создания действительно новой компании, потребующей колоссальных вложений, или развитие существующей с привлечением государственного финансирования. В качестве базы для формирования нового перевозчика рассматривается авиакомпания «Аврора».

Вместе с тем подобные заявления по ряду оснований вызывают сомнения в полноценной реализации. Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Юлия Пономарева на основе имеющейся информации, выявила несколько проблемных моментов: отсутствие государственных решений по ряду ключевых проектов; задержка реализации базовых проектов; слабое участие частных инвесторов (несовершенное законодательство, отсутствие реальных гарантий со стороны государства для инвесторов).

Авиационная отрасль в инфраструктурном строительстве помимо общих проблем сталкивается с рядом иных трудностей:
- поздний срок доведения лимитов бюджетных обязательств по новым объектам на 4-5 месяцев сдвинул сроки начала конкурсных процедур, как следствие не заключены контракты по объектам, сдвигаются сроки начала их реализации;
- отсутствие у подрядчиков оборотных средств для приобретения материалов и оборудования в условиях казначейского обеспечения, в ряде регионов фактическая стоимость строительных материалов выше стоимости, предусмотренной проектно-сметной документацией, отсутствие подрядные организации с достаточным опытом работ;
- чрезмерные нормативные ограничения по безопасности и противоречие норм авиационной безопасности с законодательством о транспортной безопасности:
- использование авиационной техники не обеспечено финансовой поддержкой по действующей программе субсидий в полном объёме, что создает у лизинговых компаний неопределённость;
- большинство региональных аэропортов имеют низкий пассажиропоток, у них большие сроки окупаемости вложений и, как следствие, не могут претендовать на крупные бюджетные вложения. В настоящее время 27 проектов реконструкции региональных аэропортов, остаются в «листе ожидания» комплексного плана развития магистральной инфраструктуры.

Сегодня для развития российского регионального рынка авиаперевозок необходимо согласовать стратегии и действия органов государственной власти федерального и регионального уровня, необходимо привлекать инвесторов, отраслевые ведомства. Также необходимо создать региональные авиационные хабы, замкнутую сеть маршрутов, обеспечивающих общедоступность полетов всех граждан из любой точки страны, повышение рентабельности путем многократного увеличения частоты рейсов и использования экономичных самолетов.

Процесс создания региональных хабов сложный и длительный. В настоящее время может не хватить времени, чтобы купить необходимое количество самолетов и подготовить экипажи, восполнить недостаток инфраструктуры — аэропортовой, топливной, авиационной. Чтобы сделать хаб, должны договориться федеральные и региональные власти, инвесторы, авиакомпании, собственники аэропортов.

Необходимо помнить, что единичные примеры удачного решения комплекса сложнейших вопросов развития аэропортов в регионах, к сожалению, не меняют картины воздушных перевозок в целом.