За последние два года среди клиентов МФО увеличилось число граждан, активно использующих банковские продукты.

Обусловлено это желанием найти наиболее выгодное предложение на финансовом рынке, выбрать вариант с минимальными требованиями, чтобы решить все вопросы, связанные с нехваткой денег.

Несколько проведенных исследований показали, что среди клиентов микрофинансовых организаций 64% имеют кредитные карты. Почти 86% имеют погашенный или действующий потребительский кредит. В отдельных компаниях доля заемщиков, которые являются потребителями банковских продуктов, значительно выше в сравнении со средними показателями по рынку. Это свидетельствует о том, что люди, ранее обращавшиеся в банки, вынуждены искать другие варианты кредитования.

Причины перехода в МФО

Банки, стараясь защитить свои интересы, уменьшить риски, увеличивают требования к клиентам. Те, кто раньше без проблем мог получить кредит, потеряли такую возможность. Еще одна из причин – лимиты. В условиях нестабильной экономической ситуации брать деньги в долг на длительное время или крупную сумму страшно. Многие видят целесообразность в том, чтобы взять деньги на месяц или на несколько дней.

Одна из причин, по которой граждане решаются взять микрозайм на карту – наличие кредитной карты. Банки боятся, что ее держатели не смогут из-за увеличенной финансовой нагрузки оплачивать сразу по нескольким долгам. Обращение в МФО связано с исчерпанием лимита или с его недостаточным количеством для совершения конкретной покупки.

Около 10% займов идет на внесение очередного платежа по кредиту. Часть заемщиков уже находятся в долговой яме. Они вынуждены пользоваться менее выгодными предложениями для погашения прошлых долгов.

Не стоит забывать и еще об одной причине – желании поддержать текущий уровень жизни при растущих реальных доходах. Психологи напоминают и о психологической составляющей. Клиенты считают, что обращаться в банк целесообразно для оформления крупных покупок. А для небольших стоит становиться клиентом МФО.

Обращение за займом становится удобной альтернативой кредитов наличными по паспорту. Ведь заемщику не нужно обращаться в офис банка, а достаточно дистанционно подать заявку на небольшую сумму и получить деньги на карту.

Анализ ситуации

Причина сложившейся ситуации для финансовых аналитиков выступает тревожным знаком, свидетельствующем о снижении благосостояния населения РФ. Клиент, который пользовался банковским продуктом, может обратиться в микрофинансовую организацию из-за безысходности. Сложившаяся на рынке ситуация моет привести к увеличению «непроходных» закредитованных заемщиков, которым банковские продукты стали недоступными.

Эксперты отмечают, что платежная дисциплина заемщиков МФО, имеющих банковские продукты, и просто клиентов микрокредитных компаний, практически не отличается. Есть мнение, что клиенты организаций хуже платят по действующим займам, но уровень просроченной задолженности в обоих финансовых структурах находится на отметке около 8%. Пользователи услуг банков немного лучше обслуживают длинные займы, что связано с более серьезным отношением к собственным долгам.

Эксперты отмечают: если заемщик добросовестно исполняет свои обязательства перед МФО, то повышается уровень лояльности банков.