Группа открылась в начале октября в в Центре развития ребенка — детском саду №84. Социализацией ребят с особенностями в развитии занимаются в Городском образовательном центре психолого­педагогической, медицинской и социальной помощи. Его директор Зоя Овчинникова рассказала о новых проектах и первых победах.

– В 2015 году в районе Ботаники начал свою работу детский сад № 92, в котором специально открыли две группы для детей с аутизмом. Сейчас речь идет о ресурсной группе для особенных детей. В чем различие?

– Совершенно верно. В 92-­м саду у нас и по сей день работают две группы для ребят с аутизмом. Для них разработаны специальные адаптированные программы, есть все специалисты и оборудование. Но эти группы для старших деток, подготовительные. То есть туда приходят ребята в возрасте 5­6 лет. Что касается ресурсной группы, то она как раз была создана для малышей. Я расскажу предысторию. В 2019 году на базе нашего центра в Орле открылось отделение службы ранней помощи. Там занимаются две категории – дети с ограниченными возможностями здоровья, либо из группы риска, например, недоношенные. Малыши от ноля до трех лет. То есть мы их брали под крыло, развивали и потом выпускали. Кто-­то шел в обычный детский сад, кто­-то в коррекционный, и набралась группа детей с аутистическим спектром. Именно это стало катализатором нашего проекта. Так сказать, отправной точкой.
Ведь до этого мы пытались определять таких детей в имеющиеся на данный момент детские сады. Однако очевидно, что с ними нужна немножко другая работа.

– То есть эти ребята будут до школы посещать эту специализированную группу?

– Нет. После успешных занятий в этой группе дети смогут перейти в обычную общеобразовательную. Основная цель проекта – оценить ресурс ребенка. Именно поэтому группа так и называется. То есть кто-­то при помощи педагогов, сенсорных занятий сможет выйти в норму, или будет отставание, но не критичное. Но есть и ребята с более низким ресурсом. Те, которым не нужны сложная школьная программа, им необходима социализация. Умения контактировать с окружающими с помощью карточек, если у ребенка так и не появилась речь. Способность объяснить окружающим свои потребности, развитие навыков самообслуживания. Все это очень важно для жизни, и ребят с аутизмом этому надо учить.
Вообще, открывая эту группу, вставал вопрос, правильно ли мы делаем? Все-­таки сажаем особенных деток всех вместе, но команда детского сада имеет очень крепкую материально-­техническую базу. Это совершенно необыкновенный коллектив, в котором много специалистов – воспитатель, дефектологи, логопеды, психологи. Безусловно, родителям понравится, когда есть сухие бассейны, очень много доз оксигена, бизиборды. И самое главное – есть желание специалистов работать с такими детками. В планах у нас открытие таких групп в каждом районе Орла. Также у нас есть идея организовать работу ресурсного класса в одной из общеобразовательных школ.

– Каким образом происходит определение ребенка с особенностями в развитии в то или иное дошкольное учреждение?

– Прежде всего ребенок проходит нашу территориальную психолого-медико­-педагогическую комиссию (ПМПК). Там мы выбираем оптимальный «маршрут» для особенного малыша. Ведь проблемы в развитии бывают разными – начиная от легких форм и заканчивая тяжелыми случаями. Мы рекомендуем такое учреждение, в котором ему будет комфортно. В нашем регионе сохранены коррекционные школы и детские сады различной направленности: для детей с нарушениями опорно­-двигательного аппарата, интеллекта, речи, слуха.
Что касается аутизма, мы много лет ведем активную диагностику этого заболевания. Консультируем родителей. На сегодняшний день на коррекции в нашем центре находятся около 70 детей с уже установленным диагнозом «Аутизм». В начальной школе и среднем звене учатся 217 таких ребят.

– Как понять, есть ли у ребенка аутизм? На что вообще следует обратить внимание в развитии малыша?

Аутизм диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать, есть ли у ребенка данное заболевание. До этого времени он может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей.

Первый важный признак, говорящий о том, что с ребенком что­-то не так – это задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже – предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. У ребенка-­аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее. Другой ранний признак аутизма – подозрение на глухоту. Во время обращенной речи малыш не реагирует. Вообще для всех детей с особенностями важно, чтобы они понимали направленную речь. Именно слышали и понимали. Это краеугольный камень. Если малыш не может понять, что ему говорят и когда к нему обращаются, это крайне осложняет его развитие. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке.

Сейчас очень много детей, которые поздно начинают говорить, мы обратили на это повышенное внимание. Обычно в два года появляется речь, а сейчас у многих ее нет до 3–4 лет. Родители должны обращать на все внимание, постоянно заниматься ребенком, не пускать такие вещи на самотек.