altМикроминиатюра – очень редкий и сложный вид искусства. Художников, которые занимаются этим профессионально, можно пересчитать по пальцам. Один из них – Владимир Анискин. Выставка этого уникального мастера открылась в Орловском музее изобразительных искусств.

Гулливер и его лилипуты

Наш великий земляк Николай Лесков написал свой знаменитый «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» в 1881 году. И только в следующем веке мастер микроминиатюры из Украины Николай Сядристый официально повторил деяние лесковского персонажа – подковал крохотное насекомое.

В коллекции Владимира Анискина (а это более 130 работ) тоже есть своя блоха, сверкающая новыми подковами. От классики жанра никуда не денешься!

Большинство подобных «невидимок» выставлены в Санкт Петербургском музее, который так и называется «Русский Левша». Он был создан в 2006 году на основе коллекции Владимира Михайловича. Эти произведения измеряются в микронах, увидеть их можно только с помощью сложных увеличительных приборов.

Выставка Анискина в Орле – передвижная, она состоит из более 20 композиций. С первого взгляда выставленное в зале музея не производит особого впечатления – ряд сильных оптических приборов, снабжённых системой подсветки, да и только... Но стоит приблизить к лицу «мелкоскоп» и посмотреть вооружённым глазом, как перед вами предстают поистине удивительные вещи. Ощущаешь себя Гулливером, попавшим в страну лилипутов!

– Для большинства зрителей такая выставка – это встреча с чудом, – рассказывает директор музея изобразительных искусств Светлана Четверикова. – Все композиции в диаметре меньше миллиметра. Они выполнены вручную, без использования каких бы то ни было манипуляторов. Разве не чудо – караван верблюдов, который размещается в игольном ушке? А надпись, сделанная на волосе, или рисовое зёрнышко с текстом из 2027 букв! На выставке представлены не только произведения, но и коллекция уникальных инструментов, с помощью которых творит свои чудеса художник. К примеру, свёрла для сверления волоса.

Узок круг этих людей

В России и ближнем зарубежье насчитывается чуть более десятка человек, занимающихся таким уникальным делом. Все мастера, включая Анискина, – талантливые самоучки, ведь школы, где людей обучали бы микроминиатюре, не существует.

Нанесение текстов и изображений на рисовые зёрна является традиционным искусством народов Китая, Индии, Японии. Понятно, что у каждого мастера свои секреты, и лишь некоторые из них мы можем постичь и понять. Но и при этом зрителя не покидает вопрос: как такое возможно?

– Естественно, что работаю я под микроскопом, – рассказывает Владимир Анискин. – Он бинокулярный (т. е., смотришь двумя глазами), с линейным увеличением до 100 раз. Есть также два самодельных станочка: один токарный, другой заточной. Каждый умещается на ладошке!

Сквозь игольное ушко

Увлечение микроминиатюрой настигло Владимира Анискина на последнем курсе университета, когда он решил заняться ювелирным делом. Под руку попалась книга «Тайна невидимых шедевров» – сборник рассказов о мастерах мик роминиатюристах.

– Я был впечатлён теми работами, о которых там рассказывалось, – делится мастер. – Желание сделать что нибудь подобное острой занозой засело у меня в голове. Я начал спрашивать всех своих знакомых, где можно достать микроскоп. По наивности думал, что чем больше увеличение у микроскопа, тем проще и легче будет работать. Оказалось, что это не так. Чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости, фокусное расстояние, поле обзора и освещённость объекта. Наконец мне удалось достать детский одноглазый микроскоп, который к тому же переворачивал изображение. Буквы приходилось писать справа налево и «вверх ногами», чтобы в окуляр они смотрелись привычным образом. Три месяца я учился полировать рисовые зёрнышки и царапать на них буквочки. И в канун Нового, 1999 года написал на нём новогоднее поздравление и подарил своей матушке.

Сегодня Владимир Анис кин работает в институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Он – кандидат физико математических наук, а его научная деятельность связана с разработкой, созданием и применением мик родатчиков для аэродинамических исследований и других облас тей науки.

На один из самых распространённых вопросов о том, сколько времени уходит на создание одного шедевра, он отвечает так:

– В зависимости от сложности работы и накопленного опыта уходит от одной недели до шести месяцев.

Андрей Турбин (Орёл)


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ