В настоящее время обсуждается законопроект об электронных трудовых книжках.

Согласно законопроекту с 2021 года произойдет автоматический переход на электронную трудовую книжку всех работников, которые не напишут письменного заявления работодателю с просьбой оставить бумажную версию «трудовой».

Кто впервые поступает на работу с указанного срока, бумажную трудовую книжку заводить уже не будут.

Плюсы состоят в возможности производить все операции с информацией о трудовом стаже в формате онлайн. Это удобно и сотруднику, и работодателю, и Пенсионному фонду, и всем прочим организациям, которым периодически нужна информация о занятости человека (например, банкам при выдаче кредитов).

Снизится возможность манипуляций с информацией о трудоустройстве. Уже нельзя будет купить пустую книжечку и вписать в нее фиктивные данные. При этом работодатель всегда сможет предварительно, до трудоустройства человека, проверить его трудовую историю и сравнить ее с представленным резюме. Таким образом, можно говорить о целесообразности отказа от бумажных трудовых книжек и перехода на электронный кадровый документооборот, поскольку это предполагает повышение скорости получения информации и гарантирует сохранность данных, в том числе от неправомерной корректировки.

Эксперт кафедры конституционного и муниципального права Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Юлия Пономарева обращает внимание на слабые стороны рассматриваемого вопроса.

Минусы состоят в том, что, как и любая система, база данных о трудовой деятельности граждан будет сбоить. Написал неверно одну букву в фамилии или названии компании, и трудовой стаж человека (а может и сам человек) потерялся в информационных недрах. Потом доказывай, что ты существуешь и работал там-то в такое-то время. Судя по опыту, «доказывать» нужно лично и очно, что сразу же уничтожает все прелести электронного документооборота. Во-первых, есть вопрос в контроле корректности первоначального наполнения базы работника. Кто будет контролировать первоначальное наполнение базы работника  – ПФР, работодатель или сам работник должен будет сверить свою трудовую с теми данными, которые внесли в систему перс.учета, на ком будет лежать ответственность за достоверность внесенной информации и как будет восстанавливаться информация, если была допущена ошибка в стаже или наименовании работодателя, на данный момент не понятно.

Как и со всеми другими системами, возникает риск утечки информации. Это глобальный риск, связанный со всеобщей цифровизацией. При этом надо помнить, что далеко не у всех жителей нашей страны есть компьютер или смартфон, не все активные пользователи цифровых сервисов. Они будут чувствовать себя некомфортно в отсутствие бумажного документа.

Юлия Пономарева полагает, что, несмотря на то, что уход в электронное пространство неизбежен и в будущем несет только позитивные изменения, к любому вопросу в этой области нужно подходить очень осторожно.

 


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ