С увеличением объемов евро-азиатского транзита транспортный сектор Калининградской области стремится по максимуму использовать преимущества выгодного географического положения региона.
С этой целью разрабатывается новая стратегия развития отрасли, учитывающая не только территориальные факторы, но и возможности привлечения инвестиций, использование существующего инфраструктурного потенциала. По какому пути планируется развивать транспортную систему региона, в интервью рассказал представитель местного правительства Денис Салий.
– Расскажите, как инфраструктура Калининградской области отражается на формировании транспортной отрасли? Появились ли какие-то основополагающие тенденции? Способен ли грузовой транзит через регион конкурировать с другими направлениями?
– Калининградская область имеет уникальное территориальное расположение, которое предоставляет ряд выгод для грузового транзита и внедрения инвестиционных проектов. Этому также способствует развитая транспортная инфраструктура и продуманная система логистики.
Транспортный комплекс региона сформирован из единственного на российской части балтийского побережья незамерзающего торгового порта, современного аэропорта с пятой степенью воздушной свободы (предусматривающей расширенную географию полетов и разрешающей прием любых типов судов).
Помимо этого, транзит грузов через Янтарный край позволяет использовать преимущества свободной таможенной и особой экономической зон, действующих на всей территории Калининградской области. А если учесть, что на сегодняшний день в регионе введены льготные условия налогообложения, его можно небезосновательно считать одно из наиболее выгодных площадок для развития бизнеса (в том числе инвестиционного).
С целью привлечения зарубежных и отечественных инвесторов импорт сырья, комплектующих и продукции на территорию Калининградской области осуществляется с нулевой таможенной пошлиной и нулевым ввозным НДС. При транзите в Россию для выплат всех налоговых обязательств предусмотрена полугодовая отсрочка. В регион товары, комплектующие и сырье ввозятся без каких-либо квот.
Железнодорожная колея, проходящая по территории Янтарного края, оснащена в соответствии российскими и европейскими нормами, что позволяет развивать партнерские отношения как с европейскими, так и с азиатскими странами. В настоящее время по Калининградской области проходят регулярные транзитные рейсы, соединяющие Азию и Европу. К примеру, протяженность железнодорожного маршрута Калининград – Чунцин – Калининград составляет всего девять дней, в то время как по морю грузоперевозка в этом же направлении может затянуться на 60 суток. Местные производственные предприятия также могут вклиниваться в это течение, а наличие договора формата «бери или плати» обеспечивает им 70-процентную скидку от РЖД.
В конце марта текущего года состоялась первая перевозка груза по маршруту Китай-Европа с транзитом по Калининградской области. Сорокафутовый контейнер был выгружен на станции КЖД «Дзержинская-Новая». Получателем груза являлась одна из местных компаний, отправителем – торговое предприятие в городе Цунцин. Продолжительность доставки составила всего восемь суток.
– Это был экспериментальный заезд или речь идет о реализации в действительности заключенных соглашений?
– Осенью прошлого года во время проведения Евразийского форума по инициативе региональных властей было подписано партнерское соглашение между КЖД, экспортным предприятием «АЭКС» и акционерным обществом «ОТЛК ЕРА». Собственно, на основании этого меморандума и был реализован данный проект. Перспективные планы Калининградской железной дороги на 2019 год предполагают наращивание объемов доставки грузов из Китая местным получателям. Установлена цель – ежемесячно перевозить не менее 100 контейнеров.
В прошлом году по железной дороге в Калининградскую область было доставлено порядка 150 тысяч 20-футовых контейнеров, что на 24% превысило показатель предыдущего отчетного периода. Кроме того, на территории региона расположен промежуточный пункт, соединяющий железнодорожные колеи России и Европы. В ближайшем времени в этом месте планируется возведение сухого порта. Таким образом, льготный тариф и минимальное время доставки превращают областной центр в связующее звено между Азией и Россией.
На пограничных переходах между Россией и Польшей также отмечается увеличение объемов грузовых перевозок. В формировании инфраструктуры приграничной зоны и таможни активное участие принимает КЖД.
Увеличение объемов грузооборота – одна из основных задач для Калининградской области, решению которой также будет сооружение нового глубоководного порта. Большие надежды регион возлагает на предстоящее строительство переправы через Калининградский залив, увеличение глубины морского судоходного канала, сооружение нового участка Приморского кольца.
– «Сухой порт» - это проект, который планируется реализовать под Черняховском? Какие перспективы сулит его запуск?
- Сухой порт в Черняховске – это один из актуальных инфраструктурных проектов в Калининградской области, реализация которого позволит создать в регионе крупный транспортно-логистический центр, распределяющий и перенаправляющий грузовые доставки по маршрутам Китай-Европа и обратно.
В настоящее время сухой порт располагает следующими активами:
- Контейнерный терминал и площадка, рассчитанная на 18000 контейнеров;
- Специально оборудованное помещение (СВХ) для временного хранения грузов с четырьмя камерами климатического контроля;
- Терминал для складирования и хранения крупногабаритных, опасных и взрывчатых грузов;
- Электрифицированная площадка для грузов, предъявляющих особые требования к температурным режимам;
- Отдел ветеринарно-санитарной экспертизы;
- Железнодорожные колеи.
Предполагается, что реализация проекта «Сухой порт» позволит создать в регионе универсальную транспортно-логистическую инфраструктуру, удовлетворяющую потребности любых объемов транзита. Кроме того, объект будет способствовать формированию условий, которые позволят выпускать продукцию для рынков Азии и Европы.
Разумеется, говоря о строительстве Сухого порта нельзя не упомянуть о социальной составляющей: в регионе появятся новые рабочие места, бюджет пополнится увеличенными налоговыми отчислениями.
– Также есть информация о возможном строительстве в регионе глубоководного порта. Каковы условия и предложения властей?
– Обсуждению планов по реализации данной инициативы была посвящена прошедшая в середине апреля встреча регионального правительства с представителями компаний «Уралхим» и РЖД. Строительство глубоководного порта рядом с поселком Янтарный входит в перечень мероприятий, направленных на выполнение поручения президента РФ о создании условий для перевалки грузов в российских портах.
С целью обеспечения полноценного функционирования объекта в проектировочное решение также включена транспортная инфраструктура. Порт будет иметь несколько терминалов, предназначенных для размещения контейнеров, а также различных типов грузов. Предполагается, что общая мощность объекта составит 50 миллионов тонн грузов. Для реализации проекта необходимы инвестиции в размере 200 миллиардов рублей.
– Есть ли желающие инвестировать средства в этот проект?
– С учетом льгот особой экономической зоны проект привлекает внимание многих зарубежных инвесторов, в том числе из арабских государств и Китая.
Для Калининградской области глубоководный порт в поселке Янтарный – один из наиболее значимых стратегических проектов, успешная реализация которого обеспечит максимально полное использование нашего транспортно-логистического потенциала.
При этом представители РЖД уже сейчас рассматривают регион с позиции звена, связывающего с железнодорожными предприятиями других государств. В конце апреля российская транспортная компания провела конференцию, посвященную рассмотрению и оценке транспортно-логистических характеристик. Помимо представителей РЖД, в мероприятии приняли участие отечественные и иностранные эксперты. В ходе обсуждения поднимались общие вопросы, касающиеся сферы грузовых перевозок (организация, инфраструктура, цифровизация, мультимодальные проекты).
Глава региона Антон Алиханов обратил внимание слушателей на удобство использования территории Калининградской области для ведения переговоров и заключения партнерских отношений с представителями иностранных компаний. Конференция является отличным практикумом, направленным на совершенствование и повышение конкурентоспособности нашего транспортно-логистического сектора.
Материал подготовлен при поддержке socratcargo.ru