Гостем редакции издания «Дни.ру» стал президент «Арсеналъ» Сергей Лобанов.

Эта крупнейшая на территории Российской Федерации компания-поручитель по таможенному транзиту (общий объем предоставляемых ею в ФТС России банковских гарантий – 11,5 млрд рублей), участвует в работе по созданию российской системы обеспечения национального таможенного транзита грузоперевозок.

Раньше ежегодный проезд по территории РФ сотен тысяч фур обеспечивала система международных дорожных перевозок (МДП, или TIR), штаб-квартира оператора которой (Международный союз автотранспорта с штаб-квартирой в Женеве) находится в Женеве. Однако с 2013 года в нашей стране создается собственная система обеспечения таможенного транзита. О том, что это за система, и зачем нужно было избавляться от МДП, и рассказал Сергей Лобанов. 

Для начала собеседник издания поведал читателям о том, что представляет собой грузовой транзит через страну, и какими рисками он чреват. По факту фура с товаром при пересечении границы не уплачивает пошлины — ее истребуют только на складе временного хранения, который может находиться за тысячи километров от пограничного контрольно-пропускного пункта. Там же проводится и таможенная очистка. По дороге к складу с грузовиком может произойти все что угодно, товар может попасть в свободный оборот. Владелец груза, понятное дело, несет убытки. Однако денежный урон наносится и транзитному государству, на территорию которого по факту ввезен товар, однако таможенная пошлина на него не уплачена. С подобного рода случаями и была призвана бороться МДП, да и другие, локальные механизмы гарантий таможенных выплат, у каждого из которых есть как достоинства, так и недостатки. В Таможенном союзе действуют несколько таких механизмов — денежный залог, банковская гарантия, поручительство или залог какого-либо имущества на территории России. Сергей Лобанов отметил, что подобным образом устроена система транзитных грузоперевозок в большинстве мировых стран. 

По словам собеседника издания, технически МДП уже давно устарела. Работавшие по правилам этой системы государства не раз недополучали средства от таможенных платежей в силу недобросовестного поведения некоторых перевозчиков. Последние занижали величину вышеозначенных платежей, пользуясь тем фактом, что в «книжках» МДП не прописывается информация о декларируемой стоимости перевозимого товара. Возможно, именно поэтому мнения в среде перевозчиков по известию о создании собственной российской системы контроля за транзитными грузоперевозками разделились? 

Сергей Лобанов в своем интервью отдельно подчеркнул тот факт, что намерения Российской Федерации обзавестись собственной системой контроля таможенного транзита вызваны тем фактом, что оператор МДП находится в Женеве, и каждый день получает конфиденциальную информацию об экспортно-импортных грузоперевозках России, в том числе и о грузах военного и специального назначения. В современных геополитических условиях это может поставить под удар национальную безопасность, ведь ни для кого не является секретом тот факт, что сейчас между Евросоюзом и Россией, мягко говоря, натянутые отношения. Собеседник «Дней.ру» напомнил читателям о том, как «западные партнеры» попытались совершить атаку на Республику Крым посредством блокирования операций с картами VISA и MasterCard. На этом ярком примере можно было легко проследить за тем, как Запад может легко оставить целый полуостров без системы электронных платежей. 

Именно поэтому в России проводится разработка собственной системы гарантий грузоперевозок. Сергей Лобанов отметил, что его компания хочет создать Ассоциацию национальных поручителей Таможенного Союза. Она позволит организовать на всем его пространстве единую систему обеспечения уплаты таможенных платежей при транзите грузов. По его словам, аналогичные компании «Арсеналъ» таможенные поручители работают в Белоруссии и Казахстане, создаются в Киргизии и Армении. По словам Сергея Лобанова, решение Федеральной Таможенной службы России выбрать в качестве поручителя именно его компанию не является спонтанным. «Арсеналъ» соответствует всем критериям, указанным в соответствующем постановлении Правительства. Помимо наличия банковской гарантии, компания-поручитель гарантировала наличие отлаженной инфраструктуры. В нее входят разветвленная сеть агентов, располагающихся на территориях сопредельных государств, процессинговые центры, обрабатывающие огромные массивы данных, сертифицированные каналы обмена информацией, специальные программы и прочее. Другим поручителям гарантировать выполнение всех этих условий не удалось. 

Сергей Лобанов рассказал, что интерес к системе уже проявляют соседи – Молдавия, Украина, Узбекистан, Таджикистан, Иран, Азербайджан, Монголия и Китай. Он выразил уверенность, что ее внедрение на межгосударственном уровне обеспечит единое транзитное пространство, увеличит грузооборот и поступления в бюджет ТС. 

Собеседник «Дней.ру» также согласился рассказать о том как функционирует «Арсеналъ» в сфере таможенного поручительства. Работа в сфере обеспечения таможенного транзита - это высокорисковый бизнес, и он оборачивается не такой и большой прибылью, как могли бы подумать люди со стороны. Ежедневно российскую границу пересекают несколько сотен машин. В течение трех-пяти суток они следуют к складам временного хранения, на которых происходит уплата таможенных платежей. И именно «Арсеналъ» несет ответственность перед бюджетом страны за каждую из этих машин (в среднем 2-3 миллиона рублей за каждую фуру). Из сбора с фуры приходится вычитать вознаграждение для агента, работающего в интересах «Арсеналъ» на территории сопредельных государств; банков и процессинговых центров. То, что остается, и является прибылью для компании. Бесперебойность работы осуществляется посредством дублирования серверов, чтобы в случае выхода из строя одного из них, система переключилась на резервный и ее работа не прекращалась ни на секунду. При сегодняшних объемах даже часовой сбой системы приведет к возникновению многокилометровой очереди из фур на пропускном пункте. Это не только экономический риск, это престиж страны, политический риск, которого ни в коем случае нельзя допустить. 

В заключение Сергей Лобанов напомнил, что гарантийная система – это еще и гарантия национальной безопасности России. «Арсеналъ» способна обеспечивать бесперебойное поступление в казну таможенных платежей, независимо от международной обстановки и вводимых в отношении нашей страны европейско-американских санкций.


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ