В преддверии единого дня голосования 9 сентября 2018 года некоторые аспекты законодательства, регулирующего избирательные отношения, были усовершенствованы.

Преобразования направлены на обеспечение прозрачности и объективности избирательного процесса.

Следует отметить, что первый опыт был получен ещё на президентских выборах в марте 2018 года и вполне ожидаемым является его распространение на выборы регионального уровня. В Орловской области, наряду с выборами высшего должностного лица – губернатора, пройдут дополнительные выборы в законодательный (представительный) орган власти нашего субъекта РФ, направленные на замещение вакантного депутатского мандата, а также в органы местного самоуправления – отметила эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХИГС Елена Панова.

Правовые основы избирательного процесса составляют Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ряд других законодательных актов. Суть внесённых на федеральном уровне изменений заключается в повышении роли и значения гражданского общества в избирательном процессе. Согласно ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 3 июля 2018 года, при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления наблюдателя могут назначить субъекты общественного контроля. Здесь следует конкретизировать, что в качестве субъектов общественного контроля выступают Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов РФ.

Предыдущая редакция  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривала, что при проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат, а также избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата. В этой связи, преимуществом общественного наблюдения, на наш взгляд, является то, что оно носит политически нейтральный, беспристрастный и непартийный характер. Между тем, наблюдение на выборах имеет некоторые ограничения. Так, наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов РФ, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных с правом решающего голоса. Поэтому корпус наблюдателей за счёт Общественной палаты РФ и региональных общественных палат существенно расширяется, особенно, если учесть тот фактор, что Общественная палата РФ является институтом гражданского общества, состоящим из представителей различных общественных структур.

Таким образом, развитие института общественного наблюдения на выборах способствует обеспечению объективного проведения голосования, подсчёта голосов избирателей, заполнения протоколов комиссий без нарушения установленных законом требований и процедур. Считаем, что общественное наблюдение выполняет ещё и важную просвещенческую функцию, способствуя правовому просвещению избирателей. В целом, можно отметить высокую общественную значимость внесённых в закон изменений. Однако следует понимать и то, что такой общественный контроль осуществляется только в единый день голосования при проведении голосования и подсчёте голосов избирателей. Возможно, в рамках общественного контроля следует продумать способы и механизмы участия общественников в организационно-правовых мероприятиях, связанных и с подготовкой выборов.


Наш канал в Telegram 

Навстречу мечте: «ОДСК» предлагает жилье с первоначальным взносом от 15,1% 

реклама

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

 

 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ