Орловская область. 09.02.2015. «Вечерний Орел»- Команда популярного сайта «Орлец» запустила новый медийный проект - «Сказа.ли». 

О новом проекте, бизнесе в стиле «Орлец» и «орловских интернетах» «ВО» серьезно поговорил с Артемом Прохоровым, который около года назад примкнул к команде «Орлеца» и стал ни много, ни мало президентом медиакомпании, учрежденной  создателями популярного орловского сайта.

- Артём, вы запустили новый проект – «Сказа.ли». Расскажи о нем?

- Суть его в следующем: мы берем всех референтных персон Орла. Причем, референтных не только с формальной точки зрения, но и неформальной И запускаем ресурс, на котором даем только прямую речь этих персон.

- То есть это сайт, состоящий из цитат?

- Абсолютно верно. Мы берем проблему,  а также кто и что сказал по этому поводу.  Цитаты будут появляться практически он-лайн. К примеру, идет заседание горсовета. Кто-то из начальников или депутатов говорит что-нибудь значительное или смешное, тут же его цитата появляется на ресурсе «Сказа.ли».  Если человеку интересно, что, кто и когда сказал по проблеме, ну, к примеру, строительстве моста во Мценском районе, он нажимает на соответствующий раздел и вся картина – перед ним. На сайте будет поиск по датам, персонам, проблемам, событиям. 

- Это отдельный проект или «дочка» «Орлеца»?

 - Это отдельный проект, причем, мы рассчитываем продвинуть его на федеральный уровень. Нам кажется, что такой проект будет интересен.

- Как родилась идея?

- Мы летом проанализировали высказывания наших региональных политиков за несколько лет. И поняли, что это на самом деле тихий ужас. Годами люди говорят о какой-либо проблеме, говорят фактически одно и тоже, ставят сроки ее решения и ….проблема не решается. Люди видят все это в газетах и по ТВ: видят и верят, видят – и снова верят и так бесконечно. Но когда мы сопоставим все эти обещания в одном месте, станет ясно, кто, когда и как обманывал людей.  

- То есть будете ловить чиновников за язык?

- Тут не будет журналистики, не будет позиции пишущего, все будет как есть на самом деле. Надеемся, что и таким образом мы сможем заставить чиновников быть более ответственными за свои и действия. Сайт, как инструмент общественного контроля. Почему бы и нет? Плюс ко всему он очень простой. Люди устали от информационных войн, от «залезания» в мозг, а тут нет никакого давления, никакой тайной подоплеки: человек заходит и все видит сам. Как на ладони. 

- Артем, как у вообще у «орлецов» созрела мысль создать свою компанию и перейти в формальное поле?

- Об этом мы говорили друг с другом достаточно давно, потому что все понимали: оставаться долго, по сути, в андеграунде, в формате, скажем так, маргинального существования, как минимум, бесперспективно. Конечно, хорошо всех троллить и для души заниматься веселым проектом, но приходит момент взросления и понимания того, что надо выходить на другой этап развития. У ребят (команды «Орлеца» - прим. «ВО») был уже готовый сайт, был команда, а я тогда сменил место работы и искал, чем заняться.

- То есть, всё совпало…

- Да, мы тогда сели, поговорили и решили, чем и как будем заниматься. Организационные и правовые вещи взял на себя я, так как ребята просто не очень любят этим всем заниматься. И мы создали ООО «Городские медиа». Компанию учредили четыре человека, всего у нас сейчас коллектив - семь человек.

- Какими проектами занимаетесь?

- Первым проектом у нас остается, естественно, «Орлец». Более того, у нас есть планы в этом году очень плотно заниматься горизонтальным развитием этого проекта

- ????

- То есть мы хотим открывать «Орлецы» в других городах. Мы видим, как эта площадка работает на примере одного региона и не видим причин, почему бы ей не работать в других городах. Понятно, что мы не будем на три месяца уезжать  в другой город, сами готовить статьи, общаться с журналистами день и ночь. Нет, это будет  скорее некая медийная франшиза: будем приезжать в другой город, настраивать проект и в дальнейшем осуществлять его техподдержку. 

- Такие проекты без людей не работают. Никакая техподдержка не поможет. Есть гарантии, что  в других городах вы найдете таких же ребят? Тем более я знаю, что подобные попытки были, но закончились не очень удачно.

- Те, попытки были несколько хаотичны и ситуативны. Теперь же у нас есть разработанная программа и регионы, которые заинтересованы в таком проекте. Начнем, с Брянска и Владимира. В Брянск едем уже на этих выходных – там есть отличная команда, которая крайне заинтересована в развитии проекта. После этого – Владимир и Иваново. Это в ближайших планах. Есть намерения возродить проект в Краснодаре, хотя там конкурентное поле намного серьезнее, и мы это понимаем.

- Кстати, о поле. Как ты оцениваешь уровень развития интернет-пространство в Орле в целом?

- Я бы сказал, что интернет-пространство в Орле практически не заполнено. Ниш – просто огромное количество. Даже те ресурсы, которые вышли на приемлемый для регионального рынка уровень посещаемости, не покрывают и части потенциального объема. Даже на один из известных ресурсов (не буду называть) при среднесуточной посещаемости в 6000 пользователей  около пяти тысяч человек заходят по ссылкам «новостников» типа «купить машину», «найти машину», «продать  машину», то есть это случайные посетители и абсолютно не та аудитория, которую ресурс может называть своей. 

- Какую роль в «орловских интернетах» сегодня играют официальные СМИ?

- К сожалению, официальные СМИ, то есть те, которые содержатся и финансируются органами власти, не эффективны. У них есть средства, есть оплачиваемые журналисты, есть доступ к эксклюзивной информации и практически нет рисков, с точки зрения хозяина бизнеса. Однако мы видим, что в существующей ситуации, они не работают. 

- Почему?

- Причина – в подаче информации. На мой взгляд, эти СМИ должны работать на стыке журналистики и пиара, иначе они просто не выживут. У них информация, мало того, то официозная, она еще и абсолютно неэксклюзивная. Они опаздывают и постоянно работают «вдогонку».

- Вернемся к вам. На чем планируете зарабатывать?

- Путей монетизации три. У нас, помимо собственно «Орлеца», есть студия «Оne coffee». Она занимается веб-дизайном, IT-услугами и так далее. И сейчас она уже вышла на уровень выше самоокупаемости, принося деньги, которые позволяют нам формировать определенную финансовую  подушку безопасности.

Второе: это новые проекты в сфере медиа. Как пример – «Сказа.ли». И третье, у нас в головах сейчас есть ряд интересных идей, понятно, что они так или иначе связаны с медиа, с маркетингом, и все они – для интернета.


- Прогноз Артема Прохорова: что ждет в ближайшее время орловский интернет? Какие тренды, что будет происходить?

- Количество игроков на поле интернет-проектов в Орле если и увеличится, то не особенно сильно. Ну, может один-два новых проекта в ближайшие год-два еще появятся. Но массового пришествия в этот сектор ждать не стоит.

Я думаю, существующие игроки в ближайшее время укрепятся на своих позициях:  в стилистике, подаче, подходу к подаче информации. Например, мы с прошлого лета начали менять свою редакционную политику и уходить от «хулиганского» стиля.

Если говорить о рекламных деньгах, то рынок еще более диверсифицируется. Особенно во время кризиса. Коммерческая реклама будет поделена между тремя-четырьмя ключевыми  игроками. Если еще буквально год назад какие-то куски рекламного пирога доставались маленьким игрокам, то в ближайшее время этого не будет. Люди будут тщательно считать рекламные бюджеты и вкладывать их в ведущих игроков, а не распылять их по всему рекламному полю.

- Как ты оцениваешь конкуренцию среди орловских интернет-ресурсов?

- Мы прекрасно понимаем, что журналистская профессиональная среда – одна из самых конфликтных. Потому что люди в этой профессии часто меняют работу, из-за этого вынуждены менять и точку зрения, а в силу специфики профессии начинают работать против своего вчерашнего коллеги. С моей точки зрения, несмотря на это, сейчас в Орле сложилась вполне здоровая ситуация. Есть некий баланс: все друг друга более или менее знают, знают, чего и от кого ждать, и стараются по возможности не переходить черту, понимая, что завтра ситуация может измениться на 180%.