Конституция РФ гарантирует каждому его право наследования, не раскрывая при этом самой процедуры приобретения наследства.

Поэтому нередко потенциальные наследники не знают, что наследство может быть принято двумя способами.

А именно, путем обращения к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство, а также без такого обращения, но совершением действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.

Любой из этих двух способов должен быть реализован наследником в течение шести месяцев со дня смерти родственника. Незнание данного обстоятельства приводит к тому, что пропускается необходимый для принятия наследства срок, который может быть восстановлен только судом при наличии причин, признанных им уважительными. При этом закон не содержит перечня этих уважительных причин.

Ни для кого не секрет, что наследник и наследодатель – это, прежде всего, родственники. Заявляя о наследстве, наследник заявляет о своих правах на чужое, никогда не принадлежавшее ему, имущество. Однако родственные отношения подразумевают не только возможность предъявить имущественные требования о наследстве, но и проявление должного внимания наследника к наследодателю при его жизни.

К сожалению, бывает и так, что наследники при жизни наследодателя не общаются с ним,  поэтому о смерти наследодателя узнают случайно, когда шестимесячный срок для принятия наследства пройдет. И здесь начинается настойчивое доказывание уважительности причин пропуска срока, и просьба его восстановить.

Верховный Суд РФ 19 марта 2019 года, рассматривая жалобу на решения нижестоящих судов по делу № 86-КГ19-1 о восстановлении срока принятия наследства пришел к выводу об отказе в восстановлении такого срока, указав на то, что истцы, являясь близкими родственниками наследодателя (его дочерями), по своему выбору не поддерживали с отцом отношений, не интересовались его жизнью, поэтому и не знали о его смерти. Но при проявлении должного внимания к отцу они могли и должны были узнать о смерти отца своевременно, после чего оформить свои наследственные права.

Высшая судебная инстанция подчеркнула, что истцы (дочери наследодателя) не представили в суд доказательств, свидетельствующих об объективных, не зависящих от них обстоятельствах, препятствующих им связаться в указанный период времени с отцом или другими родственниками, осведомленными о состоянии его здоровья, а также при желании установить его место жительства и все необходимые контакты.

Законодатель в качестве основания восстановления наследнику срока для принятия наследства (ст. 1155 Гражданского Кодекса РФ) называет не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства – смерти наследодателя, но и предоставление наследником доказательств того, что он не знал и не должен был знать об открытии наследства по объективным, не зависящим от него обстоятельствам. При этом незнание наследником о смерти наследодателя само по себе не может являться основанием для восстановления пропущенного шестимесячного срока, поскольку не относится к числу юридически значимых обстоятельств, с которыми закон связывает возможность восстановления срока для принятия наследства.

По мнению доцента Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС кандидата юридических наук Ольги Шекшуевой, нежелание лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, поддерживать родственные отношения с наследодателем, отсутствие интереса к его судьбе не отнесено законом к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и может быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления наследника.

Таким образом, если наследники по своему выбору, сознательно не общались с наследодателем, не интересовались его судьбой и состоянием здоровья, фактически забыли о его существовании и о его смерти узнали уже за пределами шестимесячного срока, установленного законом для принятия наследства,  то этот срок восстановлению не подлежит.


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ