Орловский профессор истории и губернатор Костромской области помогли разыскать родственников орденоносца Красной Звезды.

Удивлению белорусских поисковиков не было предела, когда при очередных раскопках они достали из безымянной могилы останки… немецкого солдата. Но ещё больше были удивлены выпавшему из истлевшего кителя… ордену Красной Звезды. Откуда в кармане у солдата Вермахта мог оказаться советский боевой орден?

По номеру ордена установили, что им был награждён в декабре 1941 года штурман 130-го ближнебомбардировочного авиаполка лейтенант Иван Иванович Смирнов. Но далее следы Ивана Смирнова терялись.

Награда, кстати, для первого, тяжелейшего года войны - редкая.

Иван Смирнов в апреле 1940 года был включен в состав вновь сформированного на аэродроме Зябровка (близ Гомеля) 130-го бомбардировочного авиационного полка, и с ним принял свой первый бой.

22 июня 1941 года в составе «девятки» скоростных бомбардировщиков СБ участвовал в налёте на занятые фашистами ж.д. узел и аэродром в местечке Бяла-Подляска. Самолёт вёл летчик, зам. командира эскадрильи лейтенанта Станислава Ефремовича Тимощук, от истребителей отбивался стрелок-радист ст.сержант Винокуров. Наши бомбардировщики были встречены плотным огнём вражеских зениток и атаками истребителей. Но маневрировать на боевом курсе бомбометания нельзя. Штурман Иван Смирнов был ранен. Только кто тогда обращал внимание на лёгкие ранения?

На земле и в воздухе люди гибли тысячами и десятками тысяч, Красная Армия несла огромные потери… Об этом можно судить и по скупым строкам из наградного листа Ивана Смирнова: на самолёте СБ он совершил шесть боевых вылетов «до 20 августа 1941г.». В августе 1941 года 130 БАП начал получать новые бомбардировщики ПЕ-2 и экипаж в который входил штурман Иван Смирнов получает новый пикирующий бомбардировщик. С 20 августа 1941 года он совершает ещё 20 боевых вылетов, бьёт фашистов с воздуха на подступах к Орлу, Мценску, Медынь, Юхнов и остаётся в живых!

Во всяком случае, до декабря 1941-го он дожил, хотя война в воздухе была жестокая, но не бесславная. Красным соколам противостоял очень опытный и жестокий противник, и всё же – наши отцы и деды стояли насмерть и били врага. Как свидетельствуют письма немецких солдат, наступавших на киевском направлении и писавших  домой своим фрау об «аде с неба».

Историю Ивана Смирнова ещё предстояло найти и восстановить, вот почему белорусские поисковики обратились за помощью к поисковикам в Орел, с которыми у них давние связи в Среднерусском институте управления - филиале РАНХиГС. Дело в том, что белорусским поисковикам сообщили из Ивановской области, что в связи с образованием в 1944 году Костромской области туда и была передана местность, в которой родился Иван Смирнов. Данные утеряны, а деревня, в которой он родился, вообще уже не существует. Поисковикам оставалось надеяться на коллег-орловцев, с которыми давние связи, да и в небе над Орлом воевал Иван Смирнов.

Ознакомившись с документами, за дело лично взялся председатель Орловского Российского исторического общества, директор Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Павел Меркулов. Для доктора исторических наук, профессора стало делом чести раскрыть тайну ордена Красной Звезды, попытаться найти родственников Ивана Смирнова. Он связался с губернатором Костромской области Сергеем Ситниковым, совместно подняли все как-то связанные с Иваном Смирновым архивные документы в Орле, Костроме, Москве, Иваново.

И нашли. Оказалось, что, жив его сын Анатолий Иванович Смирнов, проживающий в Челябинской области, а в Москве проживает его внучка – Елена Владимировна Макарова.

На 9 мая 2018 года в Кострому выезжают представительные делегации орловских поисковиков, чтобы вручить родственникам погибшего орденоносца найденный в белорусских лесах орден Красной Звезды, а также  копию наградного листа Ивана Смирнова.

Вот и Иван Смирнов, судя по наградному листу, в декабре 1941 года – лейтенант, начальник связи 130 ББАПа, кроме основных обязанностей готовит стрелков-радистов и летает как штурман. Командовал полком с 11 февраля 1941 года майор Иван Игнатьевич Кривошапко, его самолет был сбит при выполнении боевого задания 24 июня 1941 года. После этого в командование полком вступил капитан Иван Петрович Коломийченко. И.П. Коломийченко успел получить звание майора, но также погиб в боевом вылете 24 декабря 1941 года. В воздухе смерть не щадила никого, ни генералов, ни полковников, ни сержантов, а в авиации не принято отсиживаться в штабных землянках.

Самолет был сбит, когда штурман Иван Смирнов был уже капитаном и штурманом авиационной эскадрильи.

Остаётся загадкой и то, как орден штурмана мог оказаться в истлевшем кителе убитого белорусскими партизанами немецкого солдата. Это ещё одна тайна, которую еще предстоит выяснить. Возможно, что на клич поисковиков отзовутся свидетели не только в России и Беларуси, но и в Германии.

Но самое главное, что остается надеяться, что ещё живы однополчане Ивана Смирнова, ведь у летчиков – отменное здоровье, если пуля пощадила.

Алексей Мироненко

На фото: тот самый орден 

 

 

 


Наш канал в Telegram 

Масонcкая история Орла

В апреле Орел и Воронеж обменяются гастролями

Три уроженца Орловской губернии в разное время были ректорами МГУ 

Три наших земляка – Алексей Бутягин, Иван Петровский и Рем Хохлов в разные годы были ректорами прославленного Московского университета. Подробнее. 

МЫ ВКОНТАКТЕ