Кто несет ответственность за качество поставок питания в социальные учреждения - заказчик или подрядчик? Как работает эта система?

В  этом сложном вопросе попытался разобраться «Орелград».

В Орловской области на обеспечение продуктами питания соцучреждений из бюджета направляется около трех миллиардов рублей в год.

Совсем недавно в СМИ были обнародованы факты, говорящие о том, что в два предыдущих года к качеству поставляемых в соцучреждения продуктов были большие вопросы. В частности, проверки показали, что в орловские школы, интернаты, больницы и так далее под видом нормальных продуктов проникали и фальсификаты.

Как пишет издание, при изучении этого вопроса выяснилось, что цены закупки на торгах на поставку продовольствия выставлялись лоты по ценам существенно ниже рыночных.

Это означает, что закупались самые дешевые, а соответственно, не особо качественные продукты.

Тогда «…в громком хоре голосов возмущения в адрес поставщиков потерялся голос, который говорил, что цены закупочные выставляет не поставщик, а как раз руководители социальных учреждений. А сэкономленные деньги они пускают себе на зарплату».

Проблема – не чисто орловская. Она типичная для почти всех регионов России. На нее неоднократно обращали внимание федеральные СМИ.

В частности, «Российская газета» писала со ссылкой на координатора проекта ОНФ «За честные продукты» Александра Бражко, что «нельзя поставить в больницу, школу, детсад ни грамма фальсификата или недоброкачественного продукта, если не получено «добро» от руководства этого учреждения.

И в подавляющем большинстве случаев в проникновении фальсификата в соцучреждения «виноваты» заказчики, которые изначально назначат цену, за которую нормальные продукты приобрести невозможно. При этом этим самым соцучреждением  разрешено экономию от торгов направлять на другие нужды, в том числе и на оплату труда персоналу.

Ситуацию решили откорректировать. В этом году в Орловской области дисбаланс вроде устранили. Цена на проодльвствие для соцучреждений на торгах стали сопоставимыми с реальными или рыночными.

Но возникла другая проблема.  

«Но тут управление обеспечения деятельности подведомственных организаций Департамента здравоохранения Орловской области без суда, без экспертного заключения стало называть целые партии продуктов фальсификатом и рекомендовать больницам расторгать с поставщиками контракты и писать заявление в ОБЭП», - пишет «Орелград».

Орловские поставщики питания,  а на этом рынке преимущественно работают именно местные предприниматели, видят в этом элементы незаслуженного давления. Обвинения в поставках некачественных продуктах, не подтвержденное  документально и, по сути, не доказанное, может поставить крест  на этих репутации и самом дальнейшем существовании.

«По это нехитрой схеме любой предприниматель, который сегодня был добросовестным поставщиком, завтра становится почти преступником и даёт показания полиции. Даже если полиция разберётся в вопросе микробиологии и поймёт, что это не фальсификат, ярлык уже навешан и доказывать, что ты не фальсификатор поздно», - отмечает издание.

А тем временем на этот рынок могут прийти иногородние поставщики, прогнозирует издание.  

Почему же орловские лучше? «Найти концы сомнительных поставок всегда можно в отличие от поставщиков гастролеров из других регионов. Однако, судя по тактике, которую принял департамент здравоохранения, суть составления писем заключается не в том, чтобы улучшить качество продуктов, а в том, чтобы закошмарить конкретных поставщиков, назвать их фальсификаторами, разорвать с ними контракты. Об этом говорит рекомендация расторгать договор. А если контракты разорваны, контрагент оболган – добро пожаловать новым поставщикам?», - говорится в статье.