Как глобальный тренд развития экономики, цифровизация в серьезной степени затрагивает сферу интеллектуальной собственности.
С одной стороны, результаты интеллектуальной деятельности все чаще производятся непосредственно в цифровой среде либо оборачиваются там в релевантной форме - электронные версии книг, фильмов, музыкальных произведений, дизайн-проектов и так далее.
С другой стороны, в Сети возникают принципиально новые объекты, такие как массивы больших данных, геймплеи, аватарки и т. д. Кроме того, все чаще за авторством искусственного интеллекта выходят даже полноценные произведения.
Для того чтобы сделать оборот объектов интеллектуальной собственности цивилизованным и учесть интересы игроков рынка, очевидна необходимость в профильных цифровых решениях. Одним из таких является краудлендинговая платформа CO-FI. Известно, что сегодня банки крайне неохотно принимают в качестве залога нематериальные активы, и это мало способствует развитию креативной экономики. Вместо того чтобы добиваться благосклонности неповоротливых кредитных организаций, художники и инноваторы смогут работать с инвесторами напрямую без посредников.
По словам председателя совета директоров CO-FI Александра Сухотина, платформа призвана решить две ключевые задачи. Во-первых, привлечь заемное и инвестиционное финансирование в сферу ИС (как банковское, так и частное). В результате это позволит простимулировать и творческую активность, и скорость оборота результатов интеллектуальной деятельности. Во-вторых, CO-FI создаст инструменты адекватной рыночной оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности для решения таких прикладных задач, как залог интеллектуальной собственности, сделки с ней, объективная оценка капитализации компаний с высокой долей нематериальных активов и другое.
По мнению экспертов кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, цифровая среда порождает огромное разнообразие объектов, и некоторые из них переворачивают представления об интеллектуальных правах. Сейчас активно обсуждается появление не только новых нематериальных активов, но и новых интеллектуальных прав в цифровой среде. Например, статья 11 Директивы ЕС об авторском праве на Едином цифровом рынке устанавливает исключительное право для издателей публикаций прессы в отношении использования их публикаций онлайн-сервисами, так называемый налог на ссылки.
Цифровая среда не только дублирует «аналоговую» реальность, но и порождает принципиально новые объекты, многие из которых коммерциализируются уже сейчас.